Дата: Суббота, 24 Ноября 2012, 08:24 | Сообщение # 1
Группа Администратор
Сообщений: 3829
Статус: Offline
Ломографии исполняется 20 лет
Начало 1990-х годов стало для пленочной фотографии кризисным временем - на рынок вышли первые цифровые камеры. Однако неожиданно советский компактный фотоаппарат "Ломо компакт-автомат" превратился в культовую камеру и спас пленочную фотографию в целом. В 1991 году группа австрийских студентов, побывавшая в Праге, обнаружила в фотомагазине пылившуюся на полке небольшую камеру, о которой им ничего не было известно. Черный тяжелый, но при этом небольшой по размерам аппарат не имел футляра и оказался весьма примитивным по конструкции. Объектив был защищен сдвижной шторкой, а наводить на резкость и перематывать пленку надо было вручную. Проявив первые снимки, студенты из Вены обнаружили, что эти фотографии ни на что не похожи. Широкоугольный просветленный объектив давал насыщенные цвета, а углы кадра были затемненными из-за эффекта виньетирования. Поражали также резкие контрасты между светлыми и темными фрагментами кадра. Этот фотоаппарат производился на Ленинградском фотомеханическом объединении (ЛОМО) и назывался "Ломо компакт-автомат". Он был разработан в начале 80-х годов на основе японской камеры Cosina CX-2.
В начале 80-х годов аппараты ЛОМО не пользовались особым успехом среди советских любителей фотографии
Помощь Путина
Первая выставка фотографий, сделанных в Праге этой камерой, вызвала большой интерес в Вене и за ее пределами, и вскоре энтузиасты объединились в Ломографическое международное общество. С 1992 года его члены принялись скупать все аппараты этой модели, которые они могли найти в странах центральной Европы. К середине десятилетия этот ресурс был исчерпан. Тогда основатели общества отправились в Петербург, где завод ЛОМО продолжал работу, хотя находился в тяжелом финансовом положении. При поддержке тогдашнего заместителя мэра города Владимира Путина энтузиастам удалось убедить руководство завода в необходимости возобновления производства фотоаппаратов. В пятницу 23 ноября Ломографическое общество отмечает свое 20-летие приемами в некоторых из 36 центров по всему миру. Анархический стиль, присущий ломографии, запечатлен в ее "10 заповедях", главными из которых является спонтанность и готовность к экспериментам. Сторонники этого движения отвергают классические правила фотографии с их упором на композицию кадра. Кроме того, многие из ломографов увлекаются кросс-процессом, то есть проявлением негативных пленок в растворах для позитивов - и наоборот - что создает неожиданные эффекты цветопередачи и контрастности. Широко распространено также применение различных фильтров. Первоначальные "ЛОМО-Компакты", или Lomo LC-A как они называются на Западе, имеют теперь множество аналогов, в том числе и панорамные камеры с обзором от 120 до 360 градусов. Движение ломографов пришло на помощь и производителям фотопленок. Бывшие гиганты отрасли - компании Kodak и Agfa - переживают нелегкие времена и былое разнообразие их продукции стало делом прошлого.
Однако Ломографическое общество способствует продолжению выпуска некоторых фотоматериалов и даже созданию новых. Ходят слухи, что оно готовится приобрести у компании Kodak, которая была недавно объявлена банкротом и собирается отказаться от производства фототехники и фотопленок, некоторые из ее патентов.
Отличительные черты ломографии
* Виньетирование - затемненные углы кадра, создающие оптический "туннельный" эффект * Яркие краски - особенно при проявлении пленок методом кросс-обработки * Долгая выдержка - затвор камеры остается открытым до тех пор, пока не достигнута нужная экспозиция, что создает интересные эффекты * Использование пленок с истекшим сроком хранения - дает неожиданные особенности цветопередачи * Небольшие размеры - этот аппарат можно было носить в кармане пиджака
Сила в браке Фотограф Тоби Мейсон из Брайтона считает, что сильной стороной ломографии является то, что профессиональные фотографы считают браком. Он убежден, что упор на техническое совершенство приводит к формализму и стерильности фотоизображений. "Я боюсь, что сейчас все увлечены качеством и стоимостью фототехники, совершенством телеобъективов и прочего, а также способностью фотографа обрабатывать цифровое изображение в различных программах в ущерб эмоциональной мгновенной фотографии", - говорит он. Фотограф Кевин Мередит решил заняться ломографией, потому что ему была нужна камера, которую можно легко носить в кармане, и делать приемлемые фотографии в условиях низкой освещенности. Он приобрел свою первую камеру Lomo LCA в конце 90-х, еще до того как появились первые компактные цифровые "мыльницы". Тогда приличный пленочный аппарат стоил не меньше 300 фунтов, и 90 фунтов за LCA было хорошей ценой. "Я стал неплохим фотографом потому, что таскал эту камеру с собой постоянно и поэтому не упускал возможности сделать интересный кадр. Я также пользовался кросс-процессом, что делало мои фотографии необычными", - рассказывает он. Появление и распространение цифровой фотографии, как считают многие, сделало пленочную фотографию ненужной. Вместо обработки и печати бесконечных фотопленок, теперь фотографу нужно только отбирать и редактировать отдельные фотофайлы, что экономит массу времени. Однако ломография имеет множество поклонников среди знаменитостей. Среди ее поклонников - рок-музыкант Джек Уайт и киноактер Элайджа Вуд, снимавшейся в эпопее "Повелитель колец". Поклонники фототехники ЛОМО не обращают особого внимания на появления таких цифровых имитаторов этого движения как приложения к мобильным телефонам Instagram. "Когда вокруг нас другие люди увлекаются теми же приемами моментальной, спонтанной фотографии, приятно сознавать, что мы были первыми, кто взбунтовался против закостеневших норм", - говорит Тоби Мейсон. А кроме того, те, кто увлечен цифровой фотографией, совершенно лишены другого удовольствия: от предвкушения прибытия из лаборатории проявленной пленки
Десять заповедей ломографа
* Всегда иметь при себе камеру * Снимать в любое время дня и ночи * Ломография — часть твоей жизни * Снимай от бедра * Подходи к объекту съёмки как можно ближе * Не думай * Будь быстр * Ты не знаешь заранее, что получится * Да и после съемки не знаешь тоже * А теперь забудь все правила и снимай