Жонглируем тремя параметрами: ISO - диафрагма - выдержка
Итак, вспомним:
Диафрагма – это размер дырки в объективе. (Наверняка уже видели картинки с устройством диафрагмы объектива – с этакими лепестками. Впрочем, это не важно).
Чем больше дырка (меньше число) тем меньше ГРИП.
Широкая диафрагма (большая дырка) – например, 2.8 – маленькая ГРИП
Узкая диафрагма (маленькая дырка) – например, 16.0 – большая ГРИП
Средняя диафрагма – например, 5.0 – средняя ГРИП
Если вы хотите выделить объект резкостью, а все остальное сделать нерезким - нужно уменьшить ГРИП (т.е. уменьшить диафрагму).
Выдержка. С теорией думаю тут тоже все понятно. Чем короче – тем более короткий миг жизни удастся запечатлеть.
Выдержка длиннее чем 1/f грозит шевеленкой (это когда шевеление фотоаппарата смазывет изображение на снимке).
Чувствительность (ISO). Тут все просто, потому как нынче это просто полумифический параметр в цифровой камере.
Правило - чем меньше ISO, тем лучше. При больших ISO на фото присутствует больше цифрового шума. Ставить нужно как можно меньшее значение, например 100. Повышаем только по мере необходимости в условиях нехватки света.
Теперь про жонглирование всеми тремя параметрами.
Рассмотрим съемку на улице. Пока ничего не говорим про вспышку и съемку в помещении, снимаем просто камерой на улице.
Начинаем с ISO. Ставим наименьшее значение, потому как на улице обычно достаточно света.
Вот правило которое нужно добавить в прошивку мозга и прошивку эту как можно быстрее запрограммировать. Правило, как ни странно, простое. А именно - при съемке на открытой местности в солнечную погоду ставим выдержку, равную ISO (или чувствительности пленки, если у вас пленочная камера).
Сразу пример. Стоит ИСО 100 - значит, ставим на камере выдержку 1/100 сек. Диафрагма при этом 16. ЭТО надо запомнить! Вот просто запомните, про себя проговаривая: "На солнце сто на шестнадцать".
"Ну нифига себе, сам говорил что на цифре ставить такую диафрагму бесполезно, а тут на тебе!" - скажете вы и будете правы. Потому как следующим этапом будет творческое определение диафрагмы для конкретного снимка.
Пример. Это пейзаж.. резкость должна быть и на кустах переднего плана, и на горизонте. Значит нужна диафрагма 8 (довольно узкая диафрагма - довольно большая ГРИП). Наша цель теперь - подобрать выдержку, которая подходит к диафрагме 8. Это просто. Начинаем перебирать «экспопары»:
1/100 – диафрагма 16
1/200 - диафрагма 11
1/400 – диафрагма 8
. . . . . . . .
Не придирайтесь, что на камере нет выдержки 1/400 cек. Наверняка есть 1/320, вот ее и поставьте, а потом поймете. (Те, кто сейчас кричит про обычную градацию выдержек типа 125, 250, 500, пусть кричат и ставят 1/500, но у нас изначально камера цифровая, и мы постигаем теоретические истины).
Не забывайте, что речь пока идет про солнечную погоду и открытую местность. Думаю, на этом этапе полезно еще раз поиграть камерой в режиме приоритета диафрагмы или приоритета выдержки и понять еще раз, что такое экспопара. Поняли? Теперь представьте что вы снимаете портрет с солнечным освещением и решили, что нужна диафрагма 4, чтобы выделить только лицо человека. Какая будет выдержка?
(Ответ. Продолжаем ряд экспопар:
1/400 – диафрагма 8
1/800 – диафрагма 5.6
1/1600 – диафрагма 4 – вот она!)
Разобранная ситуация однобокая, потому как снимаете вы не только в солнечную погоду. Поэтому сделаем поправки на другие погоды. В свое время классно это было сделано у ф/а “Смена”, там были нарисованы символы погоды. Так вот следующей ступенью будет разбор погоды.
Итак, еще раз правило:
(Х - установленное ISO на фотокамере или чувствительность фотопленки)
выдержка = 1/X
Подбираем диафрагму:
16 - солнце
11 - в тени от солнца
8 - солнце закрыла легкая тучка
5.6 - в тени солнца, которое закрыла легкая тучка
4 - облачно
2.8 - пасмурно
2 - полная ж...
В крайних случаях рекомендуется пользоваться встроенным экспонометром камеры.
Подведем итог.
Действия при съемке на улице.
Разберем на примере.
Исходные условия - солнце за тучей, сюжет требует малой глубины резкости, ISO 100.
Решение. Определим исходную экспопару – ISO 100, значит, выдержка 1/100. Освещение – солнце за тучей, значит, диафрагма 8.
Получена экспопара 100/8. Сюжет требует малой ГРИП, значит, стремимся к максимально широкой диафрагме. Перебираем:
100 - 8
200 - 5.6
400 - 4
800 - 2.8
Если последняя пара устраивает, то ставим выдержку 1/1000 и диафрагму 2.8
Статья является пересказом объяснений Сергея Чигарева на форуме club.foto.ru
Оригинальный текст поста находится по адресу http://club.foto.ru/forum/view_topic.php?t...age=1#listStart