-->
Карта Форума:
ГлавнаяРегистрация

Вход
Фото
Макроклуб
Фотошкола
Photoshop и его друзья
Фототехнологии
ФотоСофт
Библиотека
Конкурсы
Разное
Не Фото единым

Чтобы стать настоящим фотографом, надо учиться смотреть глазами души, ибо настоящие объективы фотокамеры - это сердце и душа.   
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: NYS, YLena, Любава, IP  
Фото Клаб Форум » ФотоШкола » Подготовительный Класс » Как подчинить себе диафрагму и выдержку
Как подчинить себе диафрагму и выдержку
BarmaleisДата: Понедельник, 14 Декабря 2009, 21:12 | Сообщение # 1
Группа Администратор
Сообщений: 3829
Статус: Offline
Часть 1

Немного об экспозиции или зачем нужны выдержка и диафрагма.

Фотоснимок – возникает ли он на светочуствительном слое фотоплёнки или на матрице цифрового фотоаппарата – есть результат регистрации («записи») падающего света.

«Правильная» экспозиция подразумевает, что на матрицу (а мы будем говорить о цифровых камерах) попадает такое количество света, при котором тёмные детали появляются из «черноты» - (говорят: нет провалов в тенях), а светлые ещё не становятся абсолютно белыми (не пересвечены). Т.е. на снимке верно отображён весь диапазон яркостей.

Это идеальный случай. К сожалению, из-за технических ограничений, весь диапазон яркостей передать, как правило, не удаётся – приходится выбирать между пересветом и провалами в тенях, либо добиваться правильной экспозиции не по всему кадру, а лишь для сюжетно важных его участков.

Взгляните на эти три снимка:

На снимке слева света было недостаточно - цветы вышли тёмными, а листья и вовсе потерялись в черноте. Увеличив количество света, получим средний снимок - хорошо проработаны и светлые цветы и тёмные листья. Правый снимок получен при ещё большем количестве света - самые светлые участки цветов стали белыми и практически лишены деталей.

Количество света, попадающего на матрицу, зависит от двух параметров: относительного отверстия объектива (диафрагмы) и времени экспонирования (выдержки – времени, в течение которого, затвор фотоаппарата открыт и свет попадает на матрицу ). Чем больше открыта диафрагма и чем дольше открыт затвор – тем больше света попадёт на матрицу.

В фототехнике принят стандартный ряд диафрагм и выдержек.

Значения диафрагмы обозначаются в долях от фокусного расстояния объектива (отсюда и название «относительное отверстие»: Значения диафрагмы обозначаются в долях от фокусного расстояния объектива (отсюда и название «относительное отверстие»: F/1, F/1.4, F/2, F/2.8, F/3.5, F/4, F/5.6, F/8, F/11, А/16 и т.д. Иногда, при обозначении, F отбрасывают и пишут просто цифру: например, 5.6=F/5.6.

Чем больше цифра – тем меньше отверстие, тем меньше света проходит через объектив и попадает на матрицу. Обратите внимание, что соседние значения отличаются примерно в 1.41 раза (т.е. квадратный корень из 2) – поэтому площадь отверстия, а следовательно и количество попадающего на матрицу света, изменяется в два раза при переходе от одного значения диафрагмы к другому.

Соседние значения выдержек так же отличаются в два раза:
1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000 секунды.

Поскольку параметров, влияющих на экспозицию – два, то получить одинаковую экспозицию можно при нескольких их комбинациях (если, например, увеличить диафрагму на одну ступень и на одну ступень уменьшить выдержку – количество света, попадающего на матрицу, не изменится).

Для чего же нужна эта избыточность? Дело в том, что диафрагма и выдержка не только регулируют поток света, но и определяют характер изображения, что накладывает некоторые ограничения. Давайте попробуем с ними разобраться.
Начнём с наиболее очевидного – с выдержки. Если выдержка достаточно длинная, за это время объект съёмки может измениться – переместиться, например. Это приведёт к «смазыванию» изображения. Иногда это может использоваться и как художественный приём для передачи динамики движения. Двигаться может не только объект в кадре, но и сам фотоаппарат – если вы снимаете с рук, а выдержка достаточно длинная. Вот это движение уж точно не бывает полезным. Таким образом, устанавливая выдержку, мы должны учесть движение объекта съёмки и то, сможем ли мы удержать камеру в руках неподвижно на это время (а это уже тема отдельного разговора) – следовательно, компенсировать недостаток или избыток света нам придётся с помощью диафрагмы.

Но и тут не всё так просто.
Начинает сказываться ГРИП – глубина резко изображаемого пространства или просто глубина резкости. Дело в том, что резкими на фото получаются не только объекты, на которых сфокусирован объектив но и всё, что находится в пределах определённого расстояния от них. Это расстояние и называется ГРИП и зависит она именно от диафрагмы. Чем сильнее открыта диафрагма (т.е. числовое значение параметра меньше), тем меньше глубина резкости и наоборот. Следовательно, если нам нужно размыть фон, чтобы выделить объект в кадре – диафрагму нужно открывать, а если нам нужно получить резкое изображение всего, что есть в кадре – закрывать.

Часть 2

Режимы съемки

Итак, как мы выяснили в первой части, управление экспозицией происходит установкой нужных значений выдержки и диафрагмы. Но как же выбрать эти значения? Для этого существует специальный прибор – экспонометр. Он измеряет освещённость объекта съёмки и выдаёт набор подходящих комбинаций выдержка-диафрагма. Автоматика современной фотокамеры по сути – тот же экспонометр, с той разницей, что он пытается из этого набора выбрать нужную комбинацию сам. Впрочем, автоматика зачастую имеет несколько режимов, облегчающих труд фотографа, но позволяющих полностью контролировать процесс съёмки. Попробуем разобраться с режимами съёмки.

Режим «Auto».
Полностью автоматический режим. Камера всё делает за фотографа. Этот режим подойдёт, если вам нужно снять равномерно освещённую сцену «средней» яркости со «средней» глубиной резкости и «средней» выдержкой. Но разве вы собираетесь делать «средние» снимки?
А если серьёзно, этот режим применим для съёмки «протокольных» кадров при хорошем освещении (например, пейзаж ясным днём). Если ваш замысел или условия съёмки сложнее, скорее всего, придётся отказаться от услуг полной автоматики. Режим «Auto» делает недоступным для изменения не только выдержку с диафрагмой, но и многие другие параметры (чувствительность ISO, экспокоррекцию, баланс белого и др.)

Режим «P»
Выдержка и диафрагма устанавливается автоматически, но в отличие от «Auto», этот режим всё-таки даёт фотографу некоторую свободу выбора: в этом режиме можно внести поправку к экспозиции, установить вручную баланс белого, выбрать значение ISO. Некоторые камеры позволяют даже выбрать одну из нескольких пар выдержка-диафрагма, соответствующих определённой автоматикой экспозиции.

Режим приоритета диафрагмы («А», «Аv»)
В этом режиме фотограф сам устанавливает нужное ему значение диафрагмы, а автоматика подбирает к нему выдержку. Режим подходит, когда важно проконтролировать глубину резкости (ГРИП). Снимая в этом режиме, не забывайте контролировать, какую выдержку предлагает автомат – подойдёт ли она для ваших условий съёмки (помните про движение в кадре и трясущиеся руки?)

Верхний снимок сделан с открытой диафрагмой - фон размыт,

на нижнем глубина резкости достаточно велика - диафрагма прикрыта.

Режим приоритета выдержки («S», «Tv»)
Здесь, наоборот – фотограф выбирает выдержку, а автоматика открывает или закрывает диафрагму, чтобы обеспечить правильную экспозицию. Режим подходит для съёмки быстродвижущихся объектов, съёмки с рук. Но, опять же, следует контролировать значение диафрагмы, определённое автоматикой: не слишком ли мала или велика будет глубина резкости для данного сюжета (впрочем, это больше относится к зеркальным камерам, мыльницы, как правило, не позволяют добиться маленькой ГРИП, разве что в режиме «Макро»). Может случиться и такое, что диафрагма полностью открыта, а света при заданной выдержке всё равно не хватает. Камера, как правило, даёт знать об этом – придётся либо увеличить выдержку, либо поднять чувствительность ISO (о чувствительности мы в данной статье не говорим, следует только помнить, что чем она выше, тем больше посторонних шумов на изображении).

Ручной режим («М»)

Полностью ручной режим. Фотограф сам устанавливает значения выдержки и диафрагмы.
Здесь на помощь снова приходит автоматика – но в этом случае, она ничего не диктует, а лишь показывает, хватает или нет света (по её – автоматики – мнению) при установленных фотографом настройках.


Художника всякий обидеть может ...
 
BarmaleisДата: Понедельник, 14 Декабря 2009, 21:22 | Сообщение # 2
Группа Администратор
Сообщений: 3829
Статус: Offline
Часть 3

Владельцам “мыльниц”

В предыдущей части мы говорили о режимах управления экспозицией.
Контроль над всеми параметрами съёмки даёт безграничные возможности для творчества, но как быть, если ваш фотоаппарат не имеет ручного режима? Это обычное дело для большинства недорогих (да и дорогих тоже) мыльниц.
Зато практически все мыльницы имеют так называемые «специальные режимы» - если разобраться как они работают, можно в определённой степени подчинить себе диафрагму и выдержку даже на самых простых камерах.
Итак, попробуем.

Режим «Портерт»

Если верить инструкции, этот режим позволяет «снимать красивые портреты с размытым фоном». Но как же он это делает? Естественно, открывая диафрагму до максимального значения. То есть, выбрав этот режим, мы, по сути, получаем аналог режима «приоритета диафрагмы», с той лишь разницей, что диафрагму можно установить только в одно – максимальное значение (что нам и нужно, учитывая, что получить большую глубину резкости на маленькой матрице мыльницы обычно не составляет проблемы). Выдержку же автоматика камеры определит сама.
Разумеется, снимать в этом режиме можно не только портрет, но и любой сюжет, требующий уменьшения глубины резкости (ГРИП) – нужно только понимать, что уменьшить ГРИП у мыльницы можно лишь в небольших пределах

Режим “Пейзаж”

В этом режиме диафрагма закрывается, чтобы обеспечить максимальную ГРИП. То есть, его можно так же сравнить с “Приоритетом диафрагмы”, но уже с другими настройками. Справедливости ради следует заметить, что получить большую глубину резкости для мыльницы обычно не проблема.

Режим «Спорт»

А этот режим, наоборот, можно сравнить с «Приоритетом выдержки». Устанавливается по возможности короткая выдержка, к которой автоматика подбирает нужное значение диафрагмы. Режим «спорт» пойдёт не только для съёмки быстродвижущихся объектов, но и поможет бороться с «шевелёнкой» (смазом изображения при съёмке с рук на длинных выдержках) в условиях недостаточной освещённости, так как будет увеличивать количество попадающего на матрицу света за счёт открытия диафрагмы, а не увеличения времени экспонирования. Конечно, и тут есть ограничения – если света совсем мало и диафрагма уже полностью открыта, автомату придётся увеличивать чувствительность ISO (о ней мы поговорим в следующей части), что приведёт к повышению шумов, либо всё-таки ставить большую выдержку.

Автор: sava

http://prostofoto.net


Художника всякий обидеть может ...
 
Фото Клаб Форум » ФотоШкола » Подготовительный Класс » Как подчинить себе диафрагму и выдержку
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

PhotoClub & Barmaleis © 2007 Сайт управляется системой uCoz

Наша Кнопка:


Photoclub Форум Друзей

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
ТОП Фотосайтов Фотобизнес и фотоискусство в России, СНГ, в мире - www.fotoinfo.ru Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов iLinks.RU Каталог сайтов Всего.RU

Друзья Форума:


Клуб любителей Макро Фотографии

-->