-->
Карта Форума:
ГлавнаяРегистрация

Вход
Фото
Макроклуб
Фотошкола
Photoshop и его друзья
Фототехнологии
ФотоСофт
Библиотека
Конкурсы
Разное
Не Фото единым

Чтобы стать настоящим фотографом, надо учиться смотреть глазами души, ибо настоящие объективы фотокамеры - это сердце и душа.   
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: NYS, YLena, Любава, IP  
Фото Клаб Форум » ФотоШкола » Уроки по фотосъемке » Как снимать незнакомых людей?
Как снимать незнакомых людей?
BarmaleisДата: Среда, 31 Октября 2012, 22:46 | Сообщение # 1
Группа Администратор
Сообщений: 3829
Статус: Offline
Как снимать незнакомых людей?


Если вам интересны жанры уличной, репортажной и других видов фотографий, где главные герои — люди, то вы наверняка задавались вопросом: как выразительно снять незнакомого человека, чтобы это не было «фото на паспорт» и чтобы не получить при этом «по шапке»? В этой статье я поделюсь своими соображениями на эту тему и личным опытом съёмки незнакомых людей.

Краткое содержание статьи

Можно ли снимать незнакомых людей?
Постановка или не постановка?
Непостановочная фотография
«Передник» и «задник». Совмещение
Проработка сюжета
Деконцентрация, или как посчитать ворон
Съёмка от живота
Маскировка под видеооператора
«Автопортрет»
Подставное лицо
Работа в паре
Неожиданность
Провокация
«Не снимай!»
Подружиться с персонажами
Войти в дом
Вместо заключения

***

Чуть забегая вперёд, скажу, что на самом деле и по шапке иногда получать приходится, и решать внутренние этические проблемы, не говоря о юридической стороне дела. Можно ли вообще снимать незнакомых людей? Не является ли это вторжением в их частную жизнь? Как к этому относятся христиане, мусульмане, буддисты и представители других религиозных конфессий? Можно ли снимать полицейских? Можно ли снимать в аэропортах, на вокзалах, в метро? Можно ли снимать в супермаркетах и частных магазинах? В каких странах какие действуют ограничения? ... Вопросов, связанных со съёмкой незнакомых людей очень много, и ответить на них однозначно, увы, невозможно.

Можно ли снимать незнакомых людей?

В этой статье я не буду рассматривать юридические аспекты, т.к. не являюсь специалистом по этим вопросам. Могу лишь поделиться некоторыми соображениями общего характера, которые я почерпнул для себя в общении с юристами. Если кратко, то в большинстве цивилизованных стран снимать в общественном месте можно кого угодно и что угодно. Другое дело, если вы решили зайти без спроса в чей-то дом, за это можно и в тюрьму попасть. В общественных же местах по идее всё, что мы видим, можно снимать. Если кто-то не желает, чтобы посторонние люди видели его лицо или фигуру, или что-то, что он несёт с собой, то скрыть это в общественных местах — его личная задача. Грубо говоря, если кто-то не хочет быть увиденным (снятым) в трусах, значит он и не должен появляться на людях в трусах. Мусульманские женщины не хотят, чтобы чужие люди видели их лица? Пожалуйста, есть паранжа. Не всё так однозначно, конечно, но в целом и усреднённо по разным странам ситуация выглядит примерно так.

Давайте представим ситуацию — в общественном месте у девушки задралась юбка, и на долю секунды стали видны трусики. Фотограф успел снять. Имеет ли он право опубликовать такую фотографию? Чёткого ответа на этот вопрос нет, к тому же это будет зависеть от законов и обычаев той или иной страны. Но в большинстве случаев одним из основных критериев ответа будет согласие или несогласие самой девушки на подобную публикацию.

Давайте теперь представим, что девушка заметила, что её сняли в непристойном виде, и потребовала удалить фотографию (засветить плёнку). Должен ли фотограф повиноваться? В данном случае есть однозначный ответ — требовать этого девушка не может. Но дальше вступает в силу юридический вопрос, связанный с публикацией такого снимка. Даже если предположить, что снимать можно всё что угодно, далеко не всё из этого можно публиковать и далеко не во всех целях. Например, особые ограничения обычно действуют относительно использования тех или иных фотографий с изображением людей в рекламе.

Теперь предположим, что в данной конкретной стране, где вы сделали фото и планируете его опубликовать, закон в ситуации с девушкой на вашей стороне. То есть вы можете совершенно законно опубликовать её фотографию с задранной юбкой. Но вы точно знаете, что модели это не понравится. Как поступить? И вот тут вступает в силу уже не юридический, а этический вопрос. То есть вопрос вашего личного отношения к этой ситуации.


Александр Петросян, Санкт-Петербург, 2011

Если говорить о творческих задачах фотографов, скажем, о задачах уличной, непостановочной художественной, репортажной или жанровой фотографии (любая терминология условна), то лично я предпочитаю не создавать потенциально конфликтные ситуации. Другими словами, если я случайно сниму выразительную фотографию девушки с задраной юбкой, я как минимум глазами и жестами (указывая на фотокамеру) дам ей это понять в явном виде. И если увижу недовольство, то скорее всего использовать такой снимок не буду. Хотя, если вдруг потом окажется, что снимок очень выразительный, то не исключено, что мне будет сложно от него отказаться, и я преступлю внутренние этические ограничения. При этом, если это будет возможно, я постараюсь связаться с этой девушкой, и объяснить ей, почему этот снимок достоен публикации.

Но есть ещё один момент. Что касается девушек, то часто бывает так, что они не только не против фото в трусиках, но и явно желают этого. Поэтому, на мой взгляд, и имеет смысл хотя бы через общение жестами сразу после съёмки расставит точки над i.

Постановка или не постановка?

Итак, мы условно договорились, что снимать незнакомых людей в общественных местах можно. Но как сделать так, чтобы они не позировали в кадре? Нужно ли это делать? Опять-таки, однозначного ответа на эти вопросы нет. Есть множество выразительных фотографий, где незнакомые люди позируют, и не меньше, где они ведут себя так, словно не замечают фотографа. Иногда они действительно его не замечают, но иногда это только так кажется. На самом деле, это не имеет значения, т.к. с точки зрения фотографии важен лишь конечный результат, то есть насколько выразительным получился снимок. Более того, с этой точки зрения результата даже не имеет значения, постановочная ли была фотография или нет. Хотя для многих стрит-фотографов это принципиальный момент, лично я к нему отношусь спокойно.

Как-то раз я наблюдал реакцию студентки курса «Введение в композицию», которая узнала, что её любимая фотография "Kiss at the Hôtel de Ville" Роберта Дуано, которую она считала идеалом спонтанно снятой чувственности, на самом деле постановочная. Студентка расплакалась, узнав про «фальшь», как она сама сказала — мир рухнул в её глазах, везде обман. Опытный преподаватель смог убедить её в том, что художественной ценности снимок от этого не теряет.


"Kiss at the Hôtel de Ville", Robert Doisneau, 1950

То, что снимок постановочный, выяснилось в 90-х годах. Дуано уже раньше видел эту парочку, которая училась в актерской школе неподалеку. В то время ему нужен был снимок для журнала LIFE для статьи о романтической истории в Париже. Поэтому он просто попросил будущих актеров позировать ему для фотографии. Впоследствии, узнав, что Дуано страшно прославился и разбогател на этом снимке, они пытались отсудить у него часть денег, но это уже другая история (насколько я знаю, не получилось).

Непостановочная фотография

Провести чёткую границу между постановочной и непостановочной фотографией очень сложно. Например, вот что гласит история создания этого снимка из серии «Американская девушка в Италии, Флоренция» Рут Оркин.


«Американская девушка в Италии, Флоренция, 1951», Ruth Orkin, 1951

Рут была во Флоренции в начале 1950-х годов, где она встретила Джинкс Аллен, и попросила ее быть моделью для фотографии в The Herald Tribune. Во время съёмки Рут обратила внимание на то, как жадно итальянцы разглядывают Джинкс, идущую по улице. Тогда она попросила модель пройтись еще раз. Результат был тем же – молодые люди не спускали глаз с красавицы Аллен, забыв про фотографа.

На вопрос «Это постановачная фотография?», который часто задают известному фотографу Стиву Маккарри, он любит отвечать: «Никакой постановки, что вы! Я просто попросил подойти ближе.»


Steve McCurry

«Передник» и «задник». Совмещение

Пожалуй, классический метод съёмки незнакомых людей появился во времена Анри Картье-Брессона и, очевидно, с его участием. Метод заключается в поиске выразительного «задника» (в роли которого могут выступать, например, геометрически выразительные изгибы улиц в сочетании с необычным освещением) и совмещении его с не менее выразительным «передником» (в роли которого обычно выступает человек или группа людей).

Под «задником» и «передником» условно понимается задний и передний планы. Причём на самом деле, в роли «передника» может не обязательно выступать именно передний план, это может быть и средний, и даже задний план. Важно то, что это нечто живое, что появляется в заранее продуманном (выдуманном) фотографом кадре на основе статического каркаса.

Чаще всего, снимая таким способом, фотографы сначала ищут хороший «задник», и потом ждут, когда в кадре появится нужный им «передник». Классические примеры — некоторые фотографии самого Брессона.


Henri Cartier-Bresson


Henri Cartier-Bresson

Бывает и наоборот, сначала фотограф находит в толпе выразительные «передник», и бежит за ним до тех пор, пока не появится подходящий «задник», в который этот «передник» можно красиво вписать. Мы не можем со 100% уверенностью говорить о том, что именно так был сделан, например, этот снимок Алекса Уэбба. Но, судя по необычному персонажу, он вполне мог быть сделан именно так.


Alex Webb

Подобный подход активно используется и в наше время, и не только в уличной, но и репортажной фотографии. Пожалуй, овладеть классическими приёмами имеет смысл, но необходимо помнить, что это самый простой способ снимать незнакомых людей. Иногда он может сработать, но чаще всего с его помощью получаются довольно однотипные и маловыразительные фотографии в духе «шагающий человек на фоне обшарпаной стенки». Мир не стоит на месте, поэтому и нам, фотографам, нужно двигаться дальше и придумывать новые формы взаимодействия с окружающим миром. Я бы даже сказал, новые формы его познания.

Проработка сюжета

Часто уличных фотографов заинтересовывает какое-то конкретное место — перекрёсток улиц, подземный переход или, скажем, отражение витрин в сочетании с необычным светом. Попадая в такое место, мы реагируем на светотеневую композицию, изобразительные формы (например, геометрические), на положение объектов съёмки (людей, животных) и чувствуем — тут может произойти что-то выразительное, сложиться необычный кадр. Постояв на месте несколько минут, как правило, можно дождаться интересной ситуации или подобрать выгодный ракурс. Малоопытный фотограф обычно удовлетворяется первым результатом, и радостно бежит дальше. Фотографы поопытнее часто прорабатывают сюжет до «упора», который обычно определяется изменением света или реакции людей. На это может легко уйти как 20-30 минут, так и 2-3 часа. За это время иногда накапливается несколько сотен снимков, которые потом предстоит разобрать и выбрать один-единственный (чаще) или несколько (реже), если они складываются в серию.

Есть много свидетельств тому, как известные фотографы прорабатывают сюжеты — часто это происходит весьма и весьма тщательно. Например, вот сколько кадров ушло у Элиота Эрвита на съёмку одной из самых известных его фотографий:





Я бы мог остановиться на этом или аналогичном примере, но нам неизвестно, сколько конкретно времени потратил на съёмку того или иного сюжета тот или иной фотограф, и какие именно соображения им двигали. Полагаю, эти детали могут оказаться интересными для обмена опытом. Поэтому позволю себе привести пример из собственной практики.



Для того, чтобы сделать эту фотографию, мне потребовалось около 20 минут, в течение которых я снял около 70 кадров. Удалив технический брак, для выбора осталось 59 файлов.



Может показаться, что мусульманские женщины на переднем плане отворачиваются от фотографа. На самом деле это не так. Сначала я увидел интересный по форме и свету «задник» во дворе Новой мечети в Стамбуле, но там никого не было. Я подошёл вплотную и начал ждать, делая вид, что снимаю архитектуру. Вокруг было много людей, и я чувствовал, что свято место пусто не бывает — кто-то должен обязательно придти и сесть на этот парапет. Это случилось буквально через несколько минут, причём удачно — с обеих сторон столба одновременно подошли и сели две мусульманки. Я для них изначально был почти частью интерьера, ведь не я подошёл к ним, а они сами зашли ко мне в кадр. Первые пару минут они ещё косились на меня как на странного типа, но вскоре забыли, хотя я стоял всего в 1,5 метрах от них. Следующие 15 минут, практически не двигаясь с места, я ловил в кадре людей, появляющихся в освещённых его частях.

При такой съёмке часто бывает так, что первые кадры более удачны. Но не всегда (что, в частности, демонстирует предыдущий пример). В любом случае, если вы проработали сюжет до конца, и потом выбрали именно первые кадры, вы уже будете полностью уверены в том, что они действительно лучшие.

Деконцентрация, или как посчитать ворон

У тщательной проработки сюжета есть свои минусы. Когда мы только увидели нечто интересное и делаем первые кадры, обычно нами движут чувства и ощущения, а не логическое мышление. Как только мы начинаем прорабатывать сюжет дальше, хотим мы этого или нет, в работу включается логика. И это большая опасность для эмоционального упрощения кадра (хотя, например, с точки зрения компановки или геометрии он может быть наоборот, усложнён).

Один из самых известных русскоязычных фотографов, Георгий Пинхасов, говорит (цитата не дословная, а комбинированная из нашего устного общения):

«Для фотографа качество деконцентрации очень важно. Этому не учат в школах, там наоборот заставляют концентрировать своё внимание... А ведь именно когда мы начинаем считать ворон, у нас появляется шанс сделать хорошую фотографию, т.к. в этом момент у нас отключено рациональное восприятие и работает только эмоциональное.»

Самое интересное заключается в том, что когда мы начинаем «считать ворон», то есть, например, неожиданно для себя поворачиваться в другую сторону и делать пару «случайных» кадров, а затем продолжать снимать основной сюжет, то и для окружающих нас незнакомых людей такой поворот тоже оказывается совершенно неожиданным. Соответственно, выгодным с точки зрения отсутствия в кадре позирующей реакции на фотографа.

В качестве примера, опять-таки, позволю себе привести ситуацию из личной практики, т.к. и в этом случае тоже необходимо продемонстрировать процесс. Во время недавних съёмок в Грузии меня очень заинтересовали прыгающие с кораблей дети в порту Батуми. Я потратил на этот сюжет 1 час 40 минут, сделав за это время около 350 фотографий, из которых осталось 242 после удаления технического брака. Из всех этих снимков мне понравился разве что вот этот, и то с оговорками:



В какой-то момент времени, неожиданно для себя, я развернулся на 180 градусов и увидел других детей, наблюдающих за процессом. Некоторые из них тоже прыгали в воду, но в данную минуту отдыхали. Каким-то загадочным образом среди них оказался маленький мальчик в инвалидной коляске, уже потом я понял, что это брат кого-то из купающихся. Ни на что особо не надеясь, я сделал несколько кадров «для проформы» (или, скорее по привычке), и продолжил снимать купальщиков.



Уже потом, отсматривая съёмку, я понял, что один из нескольких «случайных» кадров, которые я сделал, отвлёкшись от основного сюжета, был самым удачным кадром за почти 2-часовую фотосессию. И по выразительности, и по свету, и по цвету, и по «естественности» поведения людей (то есть отсутствию явной их реакции на фотографа). Вот он:



Съёмка от живота

Рассмотрим ещё несколько распространённых приёмов, как можно незаметно снимать незнакомых людей. Незаметность фотографа обычно рассматривают не в рамках задачи «скрыться с места преступления», а в ракурсе композиционно-художественных задач фотографии. Часто (но не всегда) люди, не замечающие фотографа ведут себя естественно, это может создавать у зрителя выгодное ощущение незаметного присутствия в снимаемой сцене.

Один из самых незатейливых способов снимать незаметно — это не подносить видоискатель (или экран камеры) к глазу. В этом случае фотограф нажимает на спуск камеры, которая висит у него на шее, или находится в опущенной руке.

Так как съёмка таким способом плохо контролируется (и визуально, и технически, например, в плане резкости), результат часто получается неожиданный. Чаще всего неожиданно плохой, но иногда может получиться и неожиданно интересным. Дополнительной выразительности таким кадрам добавляет смещённая книзу (необычная для стандартного взгляда) точка съёмки.

Опять-таки, мы не можем с уверенностью говорить о том, что этот кадр Дэвида Алана Харвея был сделан от живота, но судя по ракурсу и сюжету, это вполне могло быть именно так.


David Alan Harvey

Кстати, благодаря лёгкой руке Сергея Максимишина, термин «съёмка от живота» используется не только в прямом, но и переносном смысле. На своих мастер-классах Сергей учит снимать не «от головы», а наоборот, ненадолго отключив в данный момент мыслительные процессы («от живота»). То есть действуя интуитивно, повинуясь чувствам, а не логике.

Маскировка под видеооператора

Этот метод я придумал сам, хотя уверен, что до него догадались и многие другие. Я давно заметил, что люди намного спокойнее реагируют на видеосъёмку, чем на фото. Видео часто снимают просто для себя, на память о поездке. Даже если видео делается на большую профессиональную фотокамеру, процесс не воспринимается как профессиональный. Потому что профессиональное видео у обычных людей ассоциируется как минимум со специальными большими видеокамерами, тяжёлым штативом, оператором в наушниках, выносным или радиомикрофоном.

Если вас заинтересовало что-то происходящее, но вы не хотите обращать на себя внимание (особенно актуально на открытых пространствах), можно сделать так. Отвернуться от происходящего на 180 градусов, перевести фотокамеру в режим Live View (фокусировка и кадрирование по экрану), и начать плавно вести камеру на вытянутых руках, медленно поворачиваясь вокруг собственной оси. Всем своим видом при этом вы выражаете, что вас интересует только лишь панорамный вид и плавность видеозаписи. В реальности вы не делаете видеозапись, а просто ждёте нужного момента, чтобы сделать серию снимков.

Удобно это делать с предварительно поднятым зеркалом, чтобы не сотрясать воздух привлекающими внимание звуками. Также удобно для подобных целей использовать небольшие беззеркальные камеры наподобие Sony Nex-7 или Fujifilm xPro-1, т.к. такие камеры ещё меньше ассоциируются у обывателей с профессиональной деятельностью, а также более тихие.

«Автопортрет»

Ещё один способ незаметной съёмки — сделать вид, что вы снимаете автопортрет. Естественно, снимать его необходимо на фоне того, что вас, собственно, интересует. В процессе «настройки», когда вы как буд-то случайно водите камерой в разные стороны, на самом деле активно нажимаете кнопку спуска, снимая не себя, а то, что происходит за вами.

Выглядит это примерно так.


Артём Житенёв

И вот что примерно при этом можно получить.


Артём Житенёв

По моей практике это не особо эффективный способ, т.к. я предпочитаю снимать на широкоугольник с ярковыраженным передним планом. В этом случае, как ни крути, передний план всегда состоит из физиономии фотографа, поэтому приходится делать кроп угловой части кадра. Но тем не менее, в некоторых случаях этот метод вполне может сработать, особенно при съёмке на объектив с нормальным или большим фокусным растоянием.

Подставное лицо

Весьма достоен внимания, на мой взгляд, способ незаметной съёмки с «подставным лицом». Когда фотограф появляется в интересующем его общественном месте с человеком, которого он якобы фотографирует. Причём это может быть не обязательно «якобы», вполне можно совмещать постановочную и непостановочную фотографию. Для окружающих наблюдателей модель в этом процессе является отвлекающим моментом. Когда фотограф работает с моделью, всем вроде бы понятна его задача. Когда же фотограф начинает просто снимать незнакомых ему людей, это всегда вызывает вопросы — «А зачем вы снимаете?», «Для кого снимаете?», «Где будут опубликованы эти фотографии» и т.д. Обычные люди почти не готовы поверить, что снимать можно просто для себя, в рамках художественных задач, а не для СМИ или новостных агентств.

Появление в процессе съёмки человека-модели делает этот процесс понятным обычным людям, и они перестают нервно на него реагировать. При этом фотограф может довольно свободно в нужный момент переводить объектив чуть в сторону на интересующие его объекты и ситуации.

Например, именно благодаря такому подходу мне удалось сделать вот этот снимок:



На самом деле я снимал модель, испанскую девушку. Мы нашли интересное место, и я попросил её несколько раз пробежаться мимо. В какой-то момент из-за угла вышел выразительный индус, но он не стал уходить в сторону от камеры, т.к. видел, что я снимаю не его. На самом деле, я, конечно же, не упустил возможность нажать на спуск, как только он подошёл достаточно близко. Девушка-модель в это время обходила меня сзади для очередного дубля.



В некоторых ситуациях этот метод оказывается весьма полезным, но в некоторых — абсолютно незаменим. Например, съёмка в общественных банях практически невозможна без «подставного лица», т.к. в противном случае у окружающих возникает слишком много вопросов к фотографу. Так много, что расчехлить камеру становится сложно даже просто в предбаннике.


Триполи, Ливан, турецкая баня. В роли «подставного лица» — Александр Железняк.

Работа в паре

В роли «подставного лица» может выступать не только модель, но и другой фотограф. Именно поэтому часто оказывается очень эффективно снимать вдвоём. Если к тому же это будет ваш единомышленник, близкий по творческому духу человек, готовый пожертвовать частью своих кадров ради выразительности ваших (как и вы ради его), то весьма вероятно, вы получите не только интересные фотографии, но и большое удовольствие от совместного творческого процесса.

Судя по всему, этот подход был известен ещё Картье Брессону.


Henri Cartier-Bresson

Благодаря работе в паре с Андреем Зейгарником, мне, например, удалось сделать вот этот снимок:



Примерно в течение получаса мы стояли прямо у ворот рынка во вьетнамском городе Каобанг, пытаясь поймать тени от света фар проезжающих мотоциклов и людей на переднем плане. Поодиночке мы бы привлекли к себе слишком много внимания, т.к. находились в очень непривычном для местных людей виде (обвешанные фотокамерами) в весьма неудобном для статического нахождения месте (почти на проходе). Мы же непринуждённо шутили, весело смеялись, и вообще выглядели как туристы, которые просто кого-то ждут. В итоге на нас не обращали внимания, не обходили нас стороной, проходя аккурат перед нашими камерами, что нам и было нужно.

Неожиданность

Пожалуй, один из классических способов снимать незнакомых людей, это неожиданная для них съёмка. Фотограф приближается к интересующему его человеку (или группе людей), не акцентируя своё внимание на них. Например, делая вид, что он просто идёт мимо. Переферийным же зрением он отслеживает ситуацию, и как только она складывается самым выгодным образом (достаточное приближение к сюжету, выразительный свет, момент) — резко вскидывает камеру и делает серию кадров. Чем больше неожиданности в действиях фотографа, тем ближе он может подобраться к объекту съёмок.

Надо, правда, понимать, что неожиданное появление фотографа может вызвать и неожиданную реакцию. Некоторые люди с тренированной спортивной реакцией могут неожиданно даже для себя среагировать на резкое движение в их поле зрения вблизи их лица. И эта реакция может быть физически неприятной для фотографа, т.к. это может быть всё что угодно вплоть до удара по камере. Если вы используете неожиданную тактику, будьте и сами готовы к неожиданностям.

Тактику, близкую к неожиданной, пару лет назад продемонстрировал на видеозаписи Артём Житенёв. Чем вызвал бурные дискуссии этического характера — насколько корректно «бросаться» на людей с камерой. Ответ на этот вопрос будет всегда индивидуален и зависеть от личных задач каждого конкретного фотографа. Но не стоит забывать и о том, что для необычных фотографий часто необходима определённая дерзость (в хорошем смысле этого слова).



Очень правильная, на мой взгляд, цитата из этого видео:

Нужно быть открытым миру. Если ты где-то спрячешься, за какую-то дверь или окошко, и будешь из окошка снимать, ничего не получится. Нужно быть в гуще событий, с этими людьми вместе, и сразу всё откроется.

Действительно, одна из самых распространённых среди начинающих фотографов ошибок при съёмке незнакомых людей, это использование длиннофокусных объективов. С их помощью действительно можно сделать кадры, где люди не будут тебя замечать, но очень редко такие кадры получаются выразительными. Во-первых, чисто геометрически у длиннофокусного объектива очень мало возможностей по компановке планов и выбору ракурсов. Во-вторых, при съёмке издалека очень сложно добиться ощущения сопричастности. Подсмотренные с большого расстояния сюжеты и выглядят как подсмотренные издалека, безучастные. В-третьих, оказывается, реакция на фотографа часто оказывается наоборот, крайне важна для той самой выразительности, которую ищут фотографы.

Провокация

До сих пор наши рассуждения в основном касались съёмки незнакомых людей таким образом, чтобы в кадре не была видна их реакция. Однако часто именно реакция на фотографа раскрывает совершенно новые пласты для творческих снимков.

Некоторые фотографы специально снимают интересующих их персонажей явно, не скрывая этого. Это довольно небезопасная тактика, но она действительно может дать весьма необычные и выразительные результаты. Один из мастеров «провокации» персонажей (в хорошем смысле слова) — питерский фотограф Александр Петросян. Вот, что, например, он рассказывает про снимок, сделанный на Красной площади во время шоу ретро-автомобилей:



(записано по воспоминаниям с мастер-класса А. Петросяна в Москве)

Я увидел этого человека и очень близко к нему подошёл. Резко достал камеру и сделал кадр почти в упор. Для него это оказалось настолько неожиданно, что он опешил и не знал как реагировать. Не то ударить, не то отвернуться. Так и стоял несколько секунд в недоумении. Потом спросил — «ты зачем это сделал»? И вот тут настаёт ответственный момент, иначе можно и по шапке получить. Не знаю почему, но вместо того, чтобы дать дёру, я наоборот придвинул своё лицо почти вплотную к его лицу, и сказал железным голосом: «Так надо!». После чего развернулся и ушёл. Человек от неожиданности опешил второй раз, и так и остался стоять в этой позе.

«Не снимай!»

Даже фотографии, где реакция людей читается явно как «не снимай!», могут оказаться очень интересными.


Harry Gruyaert, Morocco


Артём Житенёв

Подружиться с персонажами

Ну, и пожалуй, самый нетривиальный способ съёмки незнакомых людей, это с ними познакомиться. Это уже ближе к репортажным задачам, нежели к задачам уличной фотографии. Но тем не менее, никто не проводит жёстких границ между стилями, и методы, используемые в одних целях, вполне могут сработать для других. Да и рассуждаем в этой статье мы не про стили, а про съёмку незнакомых людей.

В качестве примера приведу несколько снимков из серии "Living Proof" Дэвида Алана Харвея. Эту серию он снял в разных местах, в основном в 2006 году. На снимках присутствует много людей, которые живут в замкнутых обществах, и которых сложно даже увидеть, не то, чтобы сфотографировать — гангстеры, рэпперы, наркоманы и др. Чтобы их снять, необходимо специально искать пути доступа в разные гетто, через знакомства (вплоть до знакомств случайного характера). Достаточно нетривиальная и рискованная задача съёмки незнакомых людей.


David Alan Harvey
USA. South Bronx, New York. 2006. "Grillz," corner hangout.


David Alan Harvey
USA. Los Angeles, California. 2006. Young Dre with friends...


David Alan Harvey
FRANCE. Paris. 2006. Rappers in North Paris.

Войти в дом

Если говорить о способах съёмки незнакомых людей через знакомство с ними, то, конечно, нельзя не упомянуть про возможность пообщаться с обычными людьми. Более того, это интересно не только в плане фотографии.

Вероятно, это может показаться странным, но многие люди любят новые знакомства, любят гостей, любят порасспрашивать про жизнь, и рассказать про свою. Лично я побывал более, чем в 30 странах, и почти везде, где мне удавалось пообщаться с обычными людьми (не задействованными в туристической или околотуристической сфере), я встречал радушный и абсолютно бескорыстный приём.

Если вы не ведёте себя агрессивно, если вы интересуетесь жизнью людей искренне, а не формально, если вы доброжелательны, вежливы, если у вас есть чувство юмора — скорее всего, вам не составит труда проникнуть глубже, чем просто улица или общественное место. А это возможность снять жизнь, недоступную человеку нелюбознательному, узнать семейные истории и традиции, увидеть оригинальные интерьеры и открытых людей.

Обычно такие знакомства начинаются с того, что вы перекидываетесь парой слов, скажем, с хозяином дома, который курит у калитки двора, или облокотившись на забор. Здравствуйте! Привет. Какой у вас дом красивый, сами строили? Нет, еще от отца остался, а что нравится? Необычно. А вы откуда? Мы из Москвы приехали, ходим смотрим как вы тут живете. Нравится? Еще бы! Очень у вас тут люди доброжелаительные, девушки красивые, и парни весёлые. А мы любим хороших людей фотографировать... Слово за слово, и вас уже зовут пить чай и знакомят с семьёй.

Первые полчаса про камеру лучше забыть. Люди ещё плохо вас знают, и как правило, напрягаются при виде камер. Некоторым просто некомфортно, а некоторые всё ещё не уверены, что правильно сделали, пустив вас в дом. Ими двигало искреннее гостеприимство, а если вы сразу перейдёте к делу, то у хозяев может сложиться ощущение, что их использовали.

С другой стороны, не стоит вводить ваших новых знакомых в заблуждение. Не стоит прятать камеры, лучше наоборот, изначально всем видом показывать, что вы фотограф. Но когда вас пустили в дом, чаще всего лучше забыть про камеры хотя бы на полчаса. И лишь спустя некоторое время, когда вы уже нашли общий язык с хозяевами, как бы опомнившись, вы бьёте себя по лбу «Семён Семёныч! У меня ж фотоаппарат с собой. А можно у вас дома пофотографировать на память? Я жа такого больше нигде не увижу».

Насколько я знаю, очень хорошо справляется с подобными задачами узбекский фотограф Анзор Бухарский, который очень любит снимать в сельской местности. Вот несколько его фотографий в качестве примера.











И да, не забудьте взять у хозяев адрес, чтобы прислать им потом фотографии. А если придёте к ним ещё раз, обязательно захватите угощение.

Вместо заключения

Вопросы, связанные со съёмкой людей вообще, и незнакомых людей в частности, довольно объёмны и разнообразны. Осветить их целиком в одной статье вряд ли представляется возможным. И уж совершенно точно, это невозможно сделать объективно, т.к. сама задача и отношение к ней слишком индивидуальны.

Тем не менее, надеюсь, что соображения и опыт, которым я делюсь на страницах этой статьи, могут оказаться полезными. Со своей стороны буду благодарен за любые встречные соображения, дополнения и советы на основе вашей практики съёмки незнакомых людей. Спасибо!

Взято на http://fujifilmru.livejournal.com

Художника всякий обидеть может ...
 
valhallawaitsДата: Суббота, 24 Июня 2017, 21:23 | Сообщение # 2
Группа Пользователи
Сообщений: 21
Статус: Offline
Не все люди согласны на фотосъемку некотрые могут  быть агpесивно настроены.)
 
nocare2018Дата: Пятница, 13 Октября 2017, 14:51 | Сообщение # 3
Группа Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
Очень интересная статья. Спасибо.
Но соглашусь, что все незнакомцы разные и могут быть настроены агрессивно по отношению к съемке.
 
Фото Клаб Форум » ФотоШкола » Уроки по фотосъемке » Как снимать незнакомых людей?
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

PhotoClub & Barmaleis © 2007 Сайт управляется системой uCoz

Наша Кнопка:


Photoclub Форум Друзей

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
ТОП Фотосайтов Фотобизнес и фотоискусство в России, СНГ, в мире - www.fotoinfo.ru Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов iLinks.RU Каталог сайтов Всего.RU

Друзья Форума:


Клуб любителей Макро Фотографии

-->