-->
Карта Форума:
ГлавнаяРегистрация

Вход
Фото
Макроклуб
Фотошкола
Photoshop и его друзья
Фототехнологии
ФотоСофт
Библиотека
Конкурсы
Разное
Не Фото единым

Чтобы стать настоящим фотографом, надо учиться смотреть глазами души, ибо настоящие объективы фотокамеры - это сердце и душа.   
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: NYS, YLena, Любава, IP  
Фото Клаб Форум » ФотоШкола » Уроки по фотосъемке » Особенности ночной фотосъемки
Особенности ночной фотосъемки
BarmaleisДата: Воскресенье, 06 Декабря 2009, 22:12 | Сообщение # 1
Группа Администратор
Сообщений: 3829
Статус: Offline
В сумерках любой, даже самый банальный пейзаж становится загадочно-красивым. Желтые фонари освещают проспект, проезжающие мимо машины мигают разноцветными огнями, грязь, оставшаяся после зимы, прячется в глубокой тени и не портит вид. При взгляде на черные силуэты деревьев на фоне заката-рассвета захватывает дух. Ночная фотосъемка – отдельный вид фотоискусства, очень эффектный, но сложный. Надеемся, что наша статья поможет вам пополнить свой альбом качественными ночными пейзажами и портретами.

Главное – выдержка!

Одна из сложностей, подстерегающих «сумеречного» фотографа, - невозможность съемки с рук. То есть в условиях низкой освещенности снимать можно только со штатива.

Экспозиция выставлена по небу, поэтому ветка получилась черной

Впрочем, есть камеры, позволяющие снимать с рук на выдержках до секунды. Это камеры, оснащенные системами стабилизации изображения. Например, в Minolta A200 матрица бесконтактно закреплена в магнитном поле и движется вместе с руками фотографа. Также системы стабилизации встраивают в объективы с большими фокусными расстояниями.

Главная особенность ночной съемки – длинные выдержки. Часто затвор остается открытым около 1 секунды и дольше (все зависит от источников освещения, если они вообще есть). Длинные выдержки – основная причина всех красивых эффектов и помех на снимках. Движущиеся объекты будут оставлять в кадре следы либо вообще не проявятся на снимке – это опять же зависит от длины выдержки. Например, если ночью снимать шоссе, то самих машин на фотографиях видно не будет, или останутся их еле заметные размазанные силуэты-«призраки». Но зато на снимках проявятся длинные цветные полосы от фар (фото 6). Такие полосы можно получить и от статичного объекта, например, фонаря, если не ставить камеру на штатив, а помахать ею в воздухе, пока затвор открыт. А маленьким и ярким источником света (фонариком, свечой, бенгальским огнем) можно даже нарисовать что-нибудь – получится красивая открытка.

Бенгальскими огнями можно "рисовать" в кадре

Регулируя длину выдержки, можно добиться самых разных результатов. При выдержке около минуты и более ночной город получится совершенно пустым – редкие прохожие не запечатлеются в кадре, а если машин будет мало, то не останется даже следов от фар. Но тогда попавшие в кадр источники света станут слишком яркими, вокруг них расплывутся белые ореолы. Чтобы получить красивый кадр, нужно очень точно определить экспозицию, что, к сожалению, не всегда возможно.

Ночные сюжеты очень контрастны, и всегда придется жертвовать какой-то частью композиции. Если вы определите экспозицию по закатному небу, дома и деревья останутся практически черными (фото 1). С этим ничего нельзя сделать, проблему придется решать особым построением композиции. Выбираете главный объект вашего будущего шедевра, замеряете экспозицию по нему и выстраиваете кадр так, чтобы непроработанные или пересвеченные объекты не бросались в глаза. В настройках камеры выберите точечный экспозамер. Ни центровзвешенный, ни тем более матричный не подойдут. Оба эти типа замера основываются на информации, считываемой со всей площади кадра, разница в том, что при центровзвешенном замере центральной части кадра отдается предпочтение. При матричном же замере камера выдает среднюю экспозицию для всей площади, и ночной контрастный сюжет получится серым и блеклым.

Зона точечного экспозамера обычно совпадает с зоной автофокуса, в некоторых камерах можно выбрать точку самостоятельно. Но последний вариант нам кажется слишком хлопотным, ведь придется каждый раз выбирать новую точку. Проще воспользоваться кнопкой блокировки экспозиции AEL (экспопамять): замерились (нажали кнопку спуска до половины), нажали кнопку экспопамяти, скомпоновали кадр, сфокусировались, сняли. Или, еще проще (если на вашей камере нет кнопки экспопамяти): нажали кнопку спуска до половины, замерились, сфокусировались, не отпуская кнопку, скомпоновали кадр как нужно, нажали кнопку до конца.

Выдержка была длинной, поэтому силуэт прохожего смазался

Слишком темные или слишком светлые объекты на ночном снимке не так страшны, как может показаться. Вы можете видеть их на любом ночном снимке, и они являются неотъемлемой частью композиции, более того, добавляют особый шарм фотографиям. Фонари, освещающие ночной город, оставляют в кадре яркие цветные пятна, которые и делают снимки ночного города привлекательными (фото 3, 6). А черные непроработанные силуэты (деревьев, людей, etc.) в закатном свете вообще можно считать отдельным жанром (фото 1, 4, 5, 8).

Даже если вы точно уверены в том, что правильно определили экспозицию, всегда делайте несколько кадров с экспозиционной вилкой в 1 ступень. Такая функция есть во многих камерах, где она чаще всего называется автобрекетингом. Если автобрекетинга нет, сделайте кадры с экспокоррекцией. Первый – минус одна ступень, второй – норма, третий – плюс одна ступень. Вилка делается не только для подстраховки, такие сдвиги экспозиции часто помогают добиться неожиданных результатов. Можно сделать и пятикадровую вилку, сдвигая экспозицию от -2 до +2 ступеней. Не экономьте пленку.

Во многих (если не во всех) современных цифровых компактных камерах есть режимы ночной съемки и ночного портрета. Съемка ночных пейзажей подразумевает отключенную вспышку. Если в вашей камере нет специального режима, принудительно отключите вспышку. В пейзажной съемке она только мешает, поскольку ярко освещает передний план и не захватывает задний. А вот при съемке портрета вспышка будет очень полезна. Режим «ночной портрет» означает, что включится вспышка с уменьшением эффекта красных глаз, а с помощью длинной выдержки проработается задний план.

Пейзажи в закатном свете получаются очень красивыми

Остановимся на съемке портрета в темноте. В принципе, яркости встроенной вспышки достаточно, чтобы «выхватить» из темноты лицо, и для этого не обязательна длинная выдержка. Но такой портрет не будет красивым. Если у вас была пленочная «мыльница» без специальных режимов съемки, вы без труда найдете подобные «шедевры» в своем альбоме: белое, а то и зеленое лицо, вампирские глазищи, а вокруг – непролазная тьма или какие-то серо-коричневые тени вместо людей. Длинная выдержка со всеми этими ужасами борется, и происходит это так. Вы нажали на кнопку спуска, затвор открылся и сразу же сработала вспышка. Вспышка ярко освещает передний план, то есть «портретируемог». Затем, пока затвор открыт, прорабатываются детали изображения, не освещенные импульсом или же пересвеченные им. Проявляется нормальный цвет лица, становится виден задний план. Такие портреты тоже лучше сделать с экспозиционной вилкой. И не снимайте «портретируемого» вплотную – во-первых, объекты, снятые с близкого расстояния, искажаются (у человека может сильно увеличиться нос), во-вторых, вспышка «выбелит» лицо, и даже длинная выдержка не поможет. И, главное, объект съемки должен застыть как монумент!

Что это за шум?

Еще один враг ночных снимков – так называемый шум ( вы наверняка встречали это понятие в описаниях камер). Шум – это то, что постоянно портит цифровые фотографии, и избавиться от него довольно сложно как производителям, так и фотографам. Описать его можно так: это точки (в сложных случаях – пятна), монохромные или цветовые, появляющиеся там, где их быть не должно. Лучше всего они заметны на одноцветных участках снимка, например, на небе. Шум появляется при повышении чувствительности ISO, длинных выдержках и в недоэкспонированных участках кадра. То есть при ночной съемке шум подстерегает фотографа буквально везде, и об этом надо всегда помнить.

Небольшие по площади темные участки не портят снимок

Как же избавиться от шума или хотя бы уменьшить его? Во-первых, никогда не используйте чувствительность ISO выше 100 единиц. Лучше – 50. Высокая чувствительность в ночной съемке ничего не даст – выдержку сокращать ни к чему, все равно ведь камера на штативе, - но она заметно подпортит изображение.

Чтобы избежать недоэкспонированных участков кадра, как было сказано выше, делайте экспозиционную вилку. Тут есть одна хитрость: если участок совершенно не проработан, то есть практически черный, шума на нем заметно не будет. Так что смело снимайте силуэты в контровом свете, главное, чтобы небо было хорошо экспонировано. Впрочем, часто такой снимок даже лучше недодержать, чтобы силуэт был совсем черным, а закат – ярким. Только будьте осторожны с недодержкой, она не должна быть большой, иначе небо «зашумит».

Труднее всего избавиться от шума, который появляется при использовании длинных выдержек. Точнее, совсем избавиться от него, скорее всего, не получится – нужно постараться уменьшить его до разумных пределов. Разумным пределом можно считать шум в виде некрупных однородных (не цветовых) точек. Такой шум вполне привычен для глаза, поскольку той же бедой страдают и фотопленки (у них это называется «зерно»). Так вот, шум, сравнимый с пленочным «зерном», можно за врага не считать. Главное, чтобы шумовые точки не были слишком крупными – с этим борются установкой низкой чувствительности ISO и правильной экспозицией, выбранной с помощью брекетинга.

При длинных выдержках автомобили размазываются, но небо может "зашуметь"

С цветовым шумом все гораздо сложнее – он очень бросается в глаза, так что если ваша камера страдает таким недугом, делайте снимки на максимальном разрешении и демонстрируйте или печатайте их только в сильно уменьшенном виде. В этом случае изображение будет казаться однородным. Впрочем, у современных камер, даже компактных, цветной шум проявляется, в основном, при повышении чувствительности ISO и цифровом зумировании. Никогда не используйте цифровой зум в ночной съемке, даже если в других условиях он не портит снимки. Если уж вам не хватило оптического зума, сделайте кадр в максимальном разрешении, а потом увеличьте нужный фрагмент на компьютере простым кадрированием – это нанесет фотографии гораздо меньше ущерба, чем цифровой зум.

Как поймать молнию

Ночные сюжеты не ограничиваются пейзажами и портретами. Обратите свой взгляд на небо – это отличная «модель»! Не случайно во многих компактных камерах есть готовая сюжетная программа «Фейерверк», предназначенная для съемки, соответственно, салютов. Хотя чтобы сфотографировать салют, в общем-то, такая программа не нужна. Установите камеру на штатив и направьте объектив в сторону взрыва ракеты. Чтобы салют точно попал в кадр, поставьте объектив на минимальное фокусное расстояние - его угол охвата будет шире. Далее экспериментируйте с выдержками. Короткая выдержка «заморозит» букет разноцветных искр, а при длинной на снимке останутся яркие полосы. Можно просто открыть затвор и ждать, когда появится салют. Таким же образом фотографируют молнии – направляют в небо фотоаппарат с открытым затвором и надеются, что повезет, и молния блеснет именно там. И не стоит бояться слишком длинной выдержки (разве что из-за шума) – небо, конечно, будет очень темное, но вы ведь снимаете не его. А салют и молния – явления очень яркие, и они отлично запечатлеются на снимке, главное - вовремя закрыть затвор.

Этот салют был снят с длинной выдержкой

С луной все сложнее. Во-первых, снимать ее можно только длиннофокусными объективами, иначе в кадре останется лишь маленькая белая точка, больше похожая на дырку в фотографии. Во-вторых, нельзя фотографировать луну с выдержкой больше 1 секунды. Вспомните, что сказал Галилей – Земля-то вертится, и луна, снятая со слишком длинной выдержкой, выйдет не круглой, а эллипсовидной. Красивый ночной пейзаж с лесом и луной в полкадра у вас не получится, потому что для съемки леса и луны нужны разные фокусные расстояния объектива и разная экспозиция. Профессиональные фотографы для получения таких снимков пользуются мультиэкспозицией или, проще, наложением кадров. Сначала они снимают луну, а затем, запомнив, в какой части кадра она была, фотографируют уже остальную часть картинки.

Не бойтесь потратить время

Сфотографировать пейзаж с луной не так-то просто

Ночная съемка не так сложна, как может показаться неискушенному фотографу, но довольно трудоемка. Чтобы получить один красивый снимок, придется сделать множество кадров, и на это может уйти не один день. Когда профессионального фотографа спрашивают, что нужно, чтобы научиться хорошо фотографировать, он отвечает: много снимать. Снимайте, экспериментируйте, и у вас все получится.

© http://zoom.cnews.ru


Художника всякий обидеть может ...
 
VicДата: Суббота, 26 Февраля 2011, 05:42 | Сообщение # 2
Группа Фотографы
Сообщений: 643
Статус: Offline
Спасибо.
Добавлю из своего опыта (т.е. десятков погубленных кадров):
1. Луна в десятки раз ярче, чем кажется. Ее следует снимать отдельно ( с гораздо меньшей выдержкой), и потом вставлять;
2. Убирайте при съемках вечером или ночью с объектива UV фильтр, он реально уменьшает резкость (причина мне не ясна).
3. Не заморачивайтесь с ББ ( а равно и с режимами "ночной съемки", снимайте в RAW, а в один из снимков поместите белый (серый) лист для последующей калибровки в компьютере.
4. При съемке со штатива отключайте VR (стабилизатор вибрации).


Сообщение отредактировал Vic - Суббота, 26 Февраля 2011, 05:51
 
SkobarДата: Понедельник, 18 Апреля 2011, 02:12 | Сообщение # 3
Группа Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
Попробовал поснимать ночью. Не совсем резко получается.
Наверное так и должно быть.Обьект на который фокусировался был
метров за 40. Обьектив 24мм


http://photoclub.ucoz.ru/Konkrurs_Mai/Uchastnik.jpg

Сообщение отредактировал Skobar - Понедельник, 18 Апреля 2011, 02:14
 
VicДата: Понедельник, 18 Апреля 2011, 18:05 | Сообщение # 4
Группа Фотографы
Сообщений: 643
Статус: Offline
Спасибо за напоминание.
5. Переключаите автофокус на ручной, иначе он может прыгать в момент съемки.
******
6. Съeмка ночной панорамы (распечатать и брать с собой на ночные съемки)
6.0. Установить камеру в ВЕРТИКАЛЬНОМ положении на штатив ,провести по панораме и выровнять штатив по горизонтали. Снять все фильтры, если были.
6.1. измерить фотокамерой при чувствительности 100 и диафрагме 9(вплоть до 11) значение экспозиции, сфокусировав на средней точке.
6.2 перевести ВСЕ режимы на ручные. Установить ISO 100, диафрагму 9(вплоть до 11) и замерянную прежде выдержку. Отключить виброгашение.
6.3 немедленно начать съемку с перекрытием 1/4 кадра (если нет дистанционного пульта, установите задержку спуска на пару секунд).
6.4 проверить результат и, если нужно, скорректировать один из параметров и повторить.


Сообщение отредактировал Vic - Суббота, 23 Апреля 2011, 07:22
 
SkobarДата: Суббота, 23 Апреля 2011, 03:52 | Сообщение # 5
Группа Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
Vic, Хороший совет надо попробовать.
Пунктик 6,3 не совсем понял. Если можно поясни.
За остальное благодарю!


http://photoclub.ucoz.ru/Konkrurs_Mai/Uchastnik.jpg
 
VicДата: Суббота, 23 Апреля 2011, 07:29 | Сообщение # 6
Группа Фотографы
Сообщений: 643
Статус: Offline
Quote (Skobar)
Если можно поясни

"те".Поясни-те. Знаете ли, вымирающее воспитание (когда также упоминается отчество..)
Полагаю, о 25%ном перекрытии кадров смысла рассуждать нет.
В остальном имелось в виду, что при съемке со штатива есть риск сдвинуть камеру нажатием, поэтому либо присоединяют дистанционную кнопку ($25), либо переводят режим в задержку спуска на 1-2 секунды, и всё же нажимают пальцем.
 
SkobarДата: Четверг, 28 Апреля 2011, 00:22 | Сообщение # 7
Группа Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
Vic,
Жаль что воспитание умирает.
Воспользовался Вашим советом , вроде ,что - то получилось.Благодарю.Немного подредактировал тени.
Больше ничего не трогал. Буду тренироваться дальше. А насчет отчества совсем не трудно, только не знаю.
Прикрепления: 4152197.jpg (133.2 Kb)


http://photoclub.ucoz.ru/Konkrurs_Mai/Uchastnik.jpg
 
VicДата: Четверг, 28 Апреля 2011, 00:42 | Сообщение # 8
Группа Фотографы
Сообщений: 643
Статус: Offline
Quote (Skobar)
А насчет отчества совсем не трудно, только не знаю.

Проехали...
Снимок нормальный. Только где панорама-то?


Сообщение отредактировал Vic - Четверг, 28 Апреля 2011, 00:43
 
SkobarДата: Четверг, 28 Апреля 2011, 04:08 | Сообщение # 9
Группа Пользователи
Сообщений: 14
Статус: Offline
Vic, Панорама это следующий шаг.
Да и ,что нибудь поинтересней подобрать надо.


http://photoclub.ucoz.ru/Konkrurs_Mai/Uchastnik.jpg
 
valeriiДата: Пятница, 02 Марта 2012, 21:07 | Сообщение # 10
Группа Пользователи
Сообщений: 73
Статус: Offline
Спасибо за интересный, доступный материал! Пара моих попыток. Хотя условия съемки были не достаточно жесткими, но война с ББ и шумом постоянно присутствует. Гораздо проще добиться хороших результатов ББ в помещениях, пусть даже комбинированного но статичного освещения, а как решить этот вопрос, при наличии комбинированного освещения, причем переменного, т.е фары автомобилей, реклама, галогенные + светильники ДНАТ или накаливания? Но чувствую этот вопрос не только меня беспокоит.

 
BarmaleisДата: Суббота, 03 Марта 2012, 00:00 | Сообщение # 11
Группа Администратор
Сообщений: 3829
Статус: Offline
Да , ББ ( WB ) это "особая песня " smile
Хочу поделиться собственным опытом.
Как то увидел в Сети вот такой Девайс ,



заказал ,получил . Попробовал, особых эмоций применение его у меня не вызвало .Совсем забыл про него и
пролежало оно в ящике стола довольно долго. Как-то пришлось мне снимать ночью под этими самыми "желтыми" фонарями .
Убил кучу времени до и после съёмки на коррекцию ББ , но результатами так и остался недоволен



И тут я вспомнил про забытый девайс и " чем черт не шутит ", решил снова попробовать ( терять то всё равно нечего ).
Одел его на объектив ,сделал тестовый снимок :



Перевел камеру в режим "Ручной ББ ", камера поинтересовалась хочу ли я использовать "тестовый "снимок за основу? ,
ответил утвердительно .

Снял его и снова сфотографировал объект :



Результат был просто ошеломляющий , так что - Рекомендую


Художника всякий обидеть может ...
 
valeriiДата: Суббота, 03 Марта 2012, 19:19 | Сообщение # 12
Группа Пользователи
Сообщений: 73
Статус: Offline
Заинтересовало! Не имея в наличии Lenс Cap, решил немного по экспериментировать. Закрыл объектив белой бумажной салфеткой, освещение люминесцентный+накаливания+естественное освещение. Прикольно аж до коликов, столько кадров, нервов, разочарований и времени, а все свелось к обыкновенной бумажной столовой салфетке.
Спасибо - не то слово! Вас не сильно раздражает, что я пишу это сообщение а сам почти хохочу!?
 
BarmaleisДата: Суббота, 03 Марта 2012, 21:48 | Сообщение # 13
Группа Администратор
Сообщений: 3829
Статус: Offline
Quote (valerii)
Вас не сильно раздражает, что я пишу это сообщение а сам почти хохочу!?


Отнюдь , наоборот smile именно для этого мы здесь и значит всё это не зря !


Художника всякий обидеть может ...
 
valeriiДата: Суббота, 10 Марта 2012, 19:02 | Сообщение # 14
Группа Пользователи
Сообщений: 73
Статус: Offline
Немного еще о салфетке. Часто с женой заходим в одно кафе, несколько раз пытался там снимать, но ни чего не получалось. Основной освещение желтые светильники, и красные прожектора направлены на стены.
Вот результат ББ авто

это то чего я смог добиться с помощью ручных настоек ББ

а это результат салфетка +


Заказал Lenс Cap, жду. Еще раз спасибо за совет.
 
BarmaleisДата: Суббота, 10 Марта 2012, 21:36 | Сообщение # 15
Группа Администратор
Сообщений: 3829
Статус: Offline
valerii, дай Б-г , что помогло !
Кстати , после Салфетки уже спокойно доводится до "кондиции" в Фоторедакторе . Без оной - это
было проблематичнее



Художника всякий обидеть может ...
 
valeriiДата: Суббота, 10 Марта 2012, 22:57 | Сообщение # 16
Группа Пользователи
Сообщений: 73
Статус: Offline
Безусловно! Меня особенно радует этот момент, потому что ночная съемка, точнее съемка ночных городских сюжетов, меня очень привлекает, а с ББ всегда возникают проблемы, освещение в городах становится все более сложным. Очень редко встречается литература в которой даются конкретные практические советы, обычно рекомендации общего характера, да порой еще с умопомрачительными расчетами которые требуют проведения кучи замеров и т.п. В общем рассчитанные на профессионалов "обремененных" серьезной аппаратурой и т.д. (Вспоминается один самоучитель: "изготовление ювелирных изделий в домашних условиях", там для приготовления растворов нужно было всего то до 100 гр цианита калия, с литературой по фото за частую так же) Поэтому мне нравится подход и понимание на данном форуме, чаяний чайников.
 
Фото Клаб Форум » ФотоШкола » Уроки по фотосъемке » Особенности ночной фотосъемки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

PhotoClub & Barmaleis © 2007 Сайт управляется системой uCoz

Наша Кнопка:


Photoclub Форум Друзей

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
ТОП Фотосайтов Фотобизнес и фотоискусство в России, СНГ, в мире - www.fotoinfo.ru Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов iLinks.RU Каталог сайтов Всего.RU

Друзья Форума:


Клуб любителей Макро Фотографии

-->