"Фотошкола: охотимся в зоопарке" Трудно найти человека, которого животные оставляли бы равнодушным. Прихватив с собой в зоопарк фотокамеру, эти воспоминания можно сохранить надолго, а самые удачные и оригинальные снимки, будучи отпечатанными и вставленными в рамку, станут предметом гордости и украсят интерьер. Но для достижения достойного результата надо знать о некоторых особенностях фотоохоты в зоопарке.
Для съемки животных предпочтительнее всего камера с длиннофокусным объективом, так что неплохим выбором будут компактные ультразумы, такие, например, как Panasonic FZ18 или FZ50.
Многие животные постоянно находятся в движении, поэтому на длинных выдержках даже со включенной стабилизацией изображение получается смазанным. Так что выдержки придется устанавливать короткие, и предпочтительнее иметь аппарат с запасом светочувствительности. Таким, например, как у Fuji S5800 — при 10-кратном оптическом приближении объектива чувствительность 400 и даже 800 ISO вполне позволяет получить качественные снимки.
С учетом непоседливости «фотомоделей», техника, конечно же, должна быть быстрой, работать с минимальной задержкой и оперативно записывать снимки на карту памяти. Чем быстрее срабатывает затвор, тем лучше, так что старые «медленные» компакты в данном случае далеко не лучший выбор. Из скоростных компактов можно назвать полупрофессиональный Canon G9, что же до современных «зеркалок», то они все довольно быстры, плюс можно увеличить скорость автофокусировки за счет ультразвукового мотора на сменной оптике.
Для съемки птиц пригодится оптическое увеличение
Владельцам «зеркалок» в зоопарк лучше всего отправляться с «телевиком». Объективы с фокусными расстояниями 70-200 мм в эквиваленте для 35-мм камеры пригодятся, но 200 мм зачастую оказывается недостаточно, поэтому лучше делать ставку на оптику 70-300 мм или 100-300 мм. Чтобы запечатлеть птичек крупным планом, может понадобиться и объектив с фокусным расстоянием 400 мм, так что в этом отношении удобен зум 80-400 мм. Правда, лучшие результаты даст объектив с фиксированным фокусным расстоянием («фикс»), но если «охотиться» не только за мелкими зверями и птицами вдалеке, то работать с ним весьма затруднительно. Так что «фикс» 400 мм можно посоветовать в качестве дополнения к объективу 70-200 мм или 70-300 мм.
При съемке зверей и птиц очень важны высокая детализация, резкость и цветопередача, так что если камера позволяет, используйте формате RAW — это даст больше возможностей при обработке снимков.
Рекогносцировка
Лучше всего, конечно, отправляться в зоопарк в будний день — в выходные гораздо больше народу, и зачастую не то что занять удачное место, но и просто подобраться к нужному вольеру или клетке оказывается непросто.
Оптимальное время для съемок — сразу после открытия зоопарка, когда посетителей немного, а животные еще не успели устать от людей. Кстати, если на улице холодно или льет дождь, не стоит отказываться от своих планов — посетителей такая погода отпугивает, а вот белые медведи, волки и львы, наоборот, могут выбраться из укрытий, где они обычно дремлют в жару, спасаясь от солнца и зевак. А вот верблюды и страусы, как правило, в жаркую погоду ведут себя более активно.
Отправляясь в путь, сделайте все необходимые приготовления: прочистите линзу объектива, возьмите с собой чистящий карандаш (Lenspen) или специальную салфетку, зарядите аккумулятор и проверьте карты памяти.
Как снимать?
Если животное спит, лучше не поддаваться соблазну и сэкономить кадр: с закрытыми глазами, в лежачем положении оно хоть и получится четко, но скорее всего ничего интересного на этом снимке не будет. Лучше дождитесь часа кормления (если это разрешено, можно угостить животное самому): наблюдать и снимать зверей «за обедом» особенно интересно. На запах еды они очень охотно выбираются из своих домиков, а если у вас есть что-то вкусненькое (и не запрещенное правилами), то появляется шанс их заинтересовать и выйти на контакт. Лучше всего фотографировать животное в то время, когда ваш спутник его угощает — проще будет поймать взгляд в объектив.
Если глаза животного в фокусе, снимок наверняка удастся
Все звери, как и люди, ведут себя по-разному: за беспокойной обезьянкой или белочкой приходится долго гоняться, а флегматичный верблюд или страус могут и попозировать. В первом случае при съемке медленной камерой придется прибегнуть к хитростям. Если тигр нервно мечется по клетке, бесполезно водить камерой вслед: в лучшем случае в кадр попадет только его часть, и хорошо, если не смазанная. Лучше установите камеру в серийный режим и снимайте по нескольку кадров за раз. Второй вариант — навести камеру на одну из точек траектории, по которой движется непоседа, и нажать на спуск наполовину, чтобы камера сфокусировалась. А потом — ждать, пока беспокойное существо не вбежит в кадр, и жать кнопку до конца.
Выдержка и экспозиция
Получить четкие не смазанные снимки движущихся объектов можно только при малой выдержке. Ни штатив, ни включение стабилизации тут не помогут, так что старайтесь устанавливать выдержки 1/250—1/500 с и короче.
Эмпирическое правило гласит, что выдержка не должна превышать величину, обратную фокусному расстоянию, а на практике лучше всего, когда выдержка меньше ее раз в пять. Еще одно слагаемое успеха — стоять ровно, не трясти камеру во время съемки и главное — не торопиться, ведь снять на бегу хороший кадр очень сложно. Автоматика в таких условиях, скорее всего, спасует, так что о режиме «Авто» лучше забыть. Гораздо полезнее будет сюжетная программа «Спорт», а еще лучше — режим приоритета выдержки, Tv. Ну и конечно, гораздо точнее контролировать процесс позволит полностью ручная съемка.
Как правило, экспоавтоматика усредняет проработку деталей в кадре, и при высоком контрасте может понадобиться вмешательство в настройки. Так, если объект интереса имеет белый окрас (например, лебедь или белый медведь), то надо установить отрицательную экспопоправку, иначе на снимке не получится ни перьев, ни шерсти, а сплошное выбеленное пятно. И, наоборот, черные звери и птицы (пантеры, вороны, медведи) требуют положительной экспопоправки.
Снимаем сквозь клетку
Как и человек, любое животное за решеткой на редкость нефотогенично. Так что не стоит фотографировать зверя издали вместе с клеткой, надо подбираться ближе — но никогда не пренебрегать правилами безопасности и всегда соблюдать осторожность. Внешне невинные птицы прицельно клюются, метя в лицо, руки и объектив, обезьяны высовывают иногда норовят схватить и укусить, до чего дотянутся, и так далее. Лучше всего, если в наличии имеются спутники, которые наблюдают за объектами съемки и предупреждают, когда кто-то из них делает попытку приблизиться. Но при этом нельзя забывать, что скорость реакции у наблюдаемых гораздо выше, чем у наблюдателей.
Некоторые персонажи довольно опасны
Если ситуация позволяет, то объектив компактной камеры (с «зеркалкой» такой фокус вряд ли получится) можно просунуть в ячейку клетки. Бленду лучше снять заранее — если, конечно, вы сами не предполагали ее выкинуть.
Если темперамент животного и габариты камеры позволяют, можно просунуть объектив между прутьями клетки
Другой прием предполагает использование оптического зума. Сняв бленду и приставив объектив вплотную к клетке, надо максимально открыть диафрагму. Передний план потеряет резкость, и прутья клетки станут менее заметными. Поэкспериментировав с углом наклона камеры, можно найти положение, когда прутья практически исчезнут (лучше, чтобы они проходили не по центру, а по краям кадра). Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) при съемке на длинном фокусе будет меньше, и в кадре четким получится только животное или его мордочка, а второстепенные детали размоются (впрочем, задник клетки, посуда, остатки еды и клочья шерсти вряд ли украсят художественное фото). В идеале, фокусироваться надо на глазах животных — даже если часть будет нечеткой, а глаза останутся в фокусе, снимок все равно окажется удачным.
Если открыть диафрагму и приблизить камеру к решетке, прутья практически исчезнут
Компоновка
Компоновать снимок надо таким образом, чтобы максимально скрыть антураж зоопарка, оставив за границами кадра все лишнее. Изобилия пустого пространства тоже быть не должно — лучше взять животное крупным планом.
В то же время, по линии взгляда объекта надо оставить немного свободного пространства, а при крупных планах нужен запас для кадрирования и печати. При выстраивании кадра стоит ориентироваться на пропорции животного: если композиция тяготеет к вертикали, то целесообразнее всего будет развернуть камеру и сделать, соответственно, вертикальный кадр. При этом надо избегать «срезанных» ног, а в идеале понизу должно быть видно землю, чтобы животное не «висело» в воздухе.
Горизонтальная компоновка кадра тут, согласитесь, была бы неуместна