Не пугайтесь этого репортажа с могильными плитами. Он сделан с любовью… Примерная тема давно представлялась мне. Смутно, размыто... Озвучила маме. Мама сделала скорбные бровки: - Мне что-то не хочется, что бы ты фотографировала могилки…
Тему я задвинула, как все было не до нее, а потом тема вернулась сама…
Первый раз я попала на кладбище в 12-ти летнем возрасте. Мы с бабушкой пришли навестить могилку её мамы. Это было старое место с огромными раскидистыми деревьями. Могилку моей прабабушки увивал жирный баврвинок, с фотографии смотрело знакомое лицо. Поразила тишина и ощущение безмятежности. Чувство было какое-то трепетное. Гуляя по кладбищу, я читала надписи на памятниках, всматривалась в фотографии, и хотелось для каждой могилки сделать что-то доброе. Видимо, неосознанное чувство вины: их нет, но я есть…
Увы, с каждым годом поводов для визита на кладбище прибавлялось. Я не любила и не люблю современные кладбища, где еще витает боль и скорбь, а стройные ряды однотипных памятников навевают ассоциации со спальными районами.
А вот старые кладбища… место для неспешных мыслей , настроенных на философский лад.
И вот как-то раз мы (я и Skin) решили пойти погулять на Донское кладбище. Оно настолько старое, что там не только ауры несчастья и потери нет, там уже многие памятники не сохранились…
Итак, метро Шаболовская, немного пройтись пешком и мы видим монастырскую стену красного кирпича.
Ворота… Мы зашли и растерялись: куда идти. Повернули налево.
В стене колумбарий.
Сишком близкие к нашему времени даты, подумалось нам: мы-то ожидали увидеть памятники Нарышкиных и Голицыных и прочих звучных фамилий18-го века. Но, тем не менее, все равно мы решили пройтись-прогуляться.
Я фотографировала, можно сказать, наугад. Мы прошли довольно большой круг и пошли к охране, которая нас просветила, что старое кладбище – это следующие ворота.
Позже я стала разбирать фотки и «пробивать» некоторые имена. Пришло понимание, что есть забытые имена, а есть имена, которые не знает даже моё поколение, не говоря уже о последующем.
Короче, вспомните (или узнайте) про этих людей.
Они были…
Вот мимо чьих могил мы прошли:
Анна Редель и Михаил Хрусталёв были признаны классиками эстрадного танца. Оба увлеченные танцем, придумали сочетать и танец, и акробатику. Ими восторгались, они много гастролировали и были выездными и не только в страны соц.лагеря... Анна Редель свободно говорила по-немецки.
Ближе к 60-м годам они начали преподавать.
О них как о мудрых и чутких педагогах отзывалась в одном из интервью Екатерина Шаврина. Ей они ставили сценодвижение.
Танец «Парашютисты». А. Редель и М. Хрусталёв.
На фото Анна Редель в Крыму, 1937 год. Фотографировал М.Хрусталев:
Знаменитые врачи:
Ирина Еремеевна Кочнова с сестрой А.П. Чехова – Марией Павловной (фото Вл. Беляева)
Она была фтизиатором, зав.кафедрой фтизиатрии
А это доктор-кардиолог Фогельсон, про которого говорят, что его имя в историю развития советской кардиологии надо вписывать золотыми буквами.
Автор нескольких учебников и книг.
У этого доктора, наверняка не было ни званий, ни ученых степеней, но мы вздохнули: «…молоденький какой!»
Вовси Мирон Семенович.
Сразу вспоминается «дело врачей», правда? Но я еще мучалась, от ускользающего воспоминания, что он родственник более знаменитого родственника…
На самом деле, Мирона Семеновича вспоминают не только как прекрасного диагноста и врача, но и как чуткого и отзывчивого человека. А уж в таком сочетании… пациенты ходили за ним буквально по пятам.
Любил искусство, а деятели оного любили лечиться у него: балерина Уланова, пианист Рихтер, артист Качалов, скрипач Ойстрах… Помимо Боткинской больницы, Вовси консультировал в «Кремлёвке».
В годы войны – главный терапевт Советской Армии. В 1944 –м году – уже генерал-майор. В 1952-м один из главных обвиняемых по «делу врачей».
После смерти Сталина, власть пыталась загладить вину квартирой, орденом, возможностью выезда за рубеж на конференцию… Но здоровье было уже подорвано за время, проведенное на Лубянке. Ему оставалось прожить 7 лет…
Да, кстати, я потом нашла и хлопала себя по лбу («ну конечно же»!) - Вовси М.С. – кузен Михоэлса!
Герой Советского Союза - Котелков Александр Николаевич.
На счету этого человека более 200 спасенных человек из блокадного Ленинграда. Летчик, на фронте с сентября 1941-го года, летал на ТБ-3. За годы войны он совершил 244 ночных вылетов и 67 дневных. Во время этих вылетов бомбил аэродромы, живую силу и промышленные объекты противника.
Награждён семью (7!) орденами.
Доктор технических наук Ланда Александр Федорович был специалистом в области технологии металлов.
Он руководил разработкой и установкой рубиновых звёзд на Кремле, за что получил благодарность от коменданта Кремля.
В годы войны разработал новый способ изготовления снарядов, за что удостоился письма от И. Сталина с личным приветом, а в последствии и Сталинской премии.
Автор книги «Чугун повышенного качества и литье боеприпасов».
Дальше пошли авиаторы…
Вот, говорят, что сейчас самолёты разбиваются часто. Многие посмотрят новости, где журналисты особенно смачно говорят про авиакатастрофы и потом боятся летать. Но стоит зайти на Донское кладбище, что бы понять, что самолеты падали ВСЕГДА.
Просто, раньше об этом никому не говорили…
28 октября 1954 года самолет Ил-12 взлетел в Иркутске. Погода вдруг стала портиться и командир стал просить о посадке в Красноярске. Ему дали добро, и вдруг самолет исчез с радаров.
Год спустя, разбитый самолет случайно нашел охотник на вершине одной из гор…
Как потом выяснили, диспетчер не сказал капитану о сильном ветре, самолет отклонился от курса и врезался в гору…
Погибли все, кто был на борту- 20 человек…
06 августа 1955 г.
Пока самолет Ил-14 готовился к полёту, кто-то обратил внимание, что масло в двигателе расходуется больше, чем того требуется. Не стали вникать в проблему – долили масла под завязку и продолжили подготовку.
Эта небрежность стала роковой…
В полёте отказал один двигатель, потом он загорелся, потом разрушилось крыло. Самолет упал недалеко от Воронежа. Комиссия постановила «разрушение двигателя с последовавшим пожаром произошло вследствие масляного голодания»
5 членов экипажа и 20 пассажиров погибли.
Среди пассажиров были женщины из Норвегии. В годы войны они узнали о Сталинградских защитниках и настолько воодушевились их подвигом, что тайно сшили флаг Сталинграда и сохранили его. А когда Норвегию освободили от фашистов, они передали флаг советским военным.
Флаг поместили в музей Сталинграда, а женщин впоследствии пригласили посетить город…
Катастрофу «замолчать» не удалось – на Западе все узнали…
26 февраля 1960
Где-то в районе Львова заходил на посадку самолет Ан-10. На борту находилось 32 человека, все погибли.
2 октября 1972 года в районе Адлера (Сочи) вскоре после взлета на высоте 150-250 м самолёт ИЛ-18 вошел сначала в правый, а затем в крутой левый разворот, затем упал в Черное море в 4 км от берега и затонул в подводном каньоне на глубине 600 м с толстым слоем ила на дне и поэтому обломки и «черные ящики» извлечь не удалось.Он опустился на дно Мзымтинского подводного каньона.
На борту находилось 118 человек, все погибли.
На этом рейсе должен был лететь в Москву писатель Юлиан Семенов. По чистой случайности он обменял свои билеты на более поздний вылет, благодаря этому счастливому для него обстоятельству через год появился на экраны легендарный фильм "Семнадцать мгновений весны"...
Про трагедию людям, естественно, не сообщили…
Ну и напоследок так любимые мной контрасты:
Удивительной красоты памятник
И разбитая плита на песке…
Они как будто пытливо смотрят на нас постаревших фотографий…
Они тоже были! Смеялись, любили, творили, мечтали… И прожили свои жизни, что бы их помнили…
Память о людях…
Ведь если некому вспоминать – как будто бы и не было той жизни…
Продолжение о старом Донском последует…