-->
Карта Форума:
ГлавнаяРегистрация

Вход
Фото
Макроклуб
Фотошкола
Photoshop и его друзья
Фототехнологии
ФотоСофт
Библиотека
Конкурсы
Разное
Не Фото единым

Чтобы стать настоящим фотографом, надо учиться смотреть глазами души, ибо настоящие объективы фотокамеры - это сердце и душа.   
[Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Vikcom, IP  
Фото Клаб Форум » ФотоТехнологии » Всё о фототехнике » Технические аспекты цифровой фотографии. (Вводные понятия [Часть 2])
Технические аспекты цифровой фотографии.
LamoSSДата: Четверг, 29 Ноября 2007, 17:18 | Сообщение # 1
Группа Пользователи
Сообщений: 29
Статус: Offline
Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП)

Критерий глубины резкости правильнее всего определять, исходя из критерия резкости, учитывая те факторы, о которых мы говорили выше.

Классическим определением критерия для расчета резкости и ГРИП является кружок рассеяния, равный 1/1500 от диагонали кадра (это примерно соответствует разрешению глаза при рассматривании отпечатка 13×18 см на расстоянии наилучшего видения – приблизительно 25 см). Конечно, может быть и другой критерий – скажем, для просматриваемых на экране компьютера снимков величину допустимого кружка можно связать с величиной пиксела камеры, а для изображений, снятых с закрытой до критических величин диафрагмой, дифракционный кружок может быть в 1,2–1,4 раза больший, чем дифракционный в фокусе.

Важно понять, что чем выше критерий резкости, тем жестче будет и критерий глубины резкости.

Формул для расчета ГРИП несколько, выводятся они из геометрической оптики, дают одинаковый результат и позволяют определить его через разные параметры, удобные для использования в каждом конкретном случае.

Рассмотрим наиболее удачные с точки зрения параметров формулы подробнее.

Первая – зависимость от расстояния. За точку отсчета берем объект. Ближняя точка, еще кажущаяся резкой, исходя из принятых критериев, будет удалена от центра объекта на расстояние

L1 = S²/(H–S), где

S – расстояние от камеры до объекта,

H – гиперфокальное расстояние, определяемое по формуле H = f²/(C×N), где

f – фокусное расстояние объектива,

С – диаметр кружка нерезкости, та самая величина, о которой мы говорили выше,

N – диафрагменное число.

Дальняя точка вычисляется, соответственно, по формуле L2 = S²/(H+S).

При S≥H все предметы от L1 до бесконечности будут выглядеть как находящиеся в резкости. Эта формула удобна для вычислений ГРИП при съемке удаленных предметов, пейзажей, архитектуры.

Я чаще пользуюсь формулой, выражающей ГРИП через масштаб съемки:

L1 = C×N/(M²×(1+S/H))

L2=C×N/(M²×(1–S/H)), где

М – увеличение, отношение изображения к реальному предмету, его можно также выразить через приближение для небольших увеличений: M = f/S.

Эту формулу удобно применять для объектов небольших размеров, например в портретной съемке.

Какие же выводы мы можем сделать, исходя из этих формул?
—Установив объектив на гиперфокальное расстояние (вычислив или посмотрев в таблицах), можно добиться максимальной ГРИП, что важно для съемки пейзажей.

—Передняя зона резкости меньше, чем задняя, во всем диапазоне увеличений, кроме макро (тема макросъемки имеет много нюансов и будет затронута в одной из следующих статей), при этом популярное среди фотографов утверждение, что «передняя зона в два раза меньше задней», верно только для одной позиции, когда L1 = H/2.

—При установке объектива на бесконечность ближняя граница резко изображаемого пространства будет равна гиперфокальному расстоянию.

—Глубина резкости зависит от увеличения и диафрагмы, но не от фокусного расстояния объектива (тут следует уточнить, что размытие заднего плана, насыщенность его деталями, безусловно, зависит от угла поля зрения, определяемого в фотообъективах фокусным расстоянием).

Для того чтобы лучше разобраться в понятии ГРИП, вернемся еще раз к критерию оценки глубины резкости.

Человеческий глаз очень чувствителен не к абсолютным величинам, а к относительным, что проявляется в том числе и в оценке резкости. Высокая резкость (контрастность малых деталей) в фокусе сужает субъективно оцениваемую ГРИП.

Небольшой выход из фокуса выглядит как легкое снижение контраста на высоких частотах (на мелких деталях, на границах деталей), больший же приводит к тому, что детали совершенно пропадают, но четкой границы между объектом в фокусе и вне фокуса нет. Это хорошо демонстрирует изменение кривых МТF (рис. 4).

Из формул дифракционного кружка рассеяния и ГРИП можно сделать вывод о влиянии размера сенсора на резкость и глубину фокуса.

Влияние кроп-фактора на разрешение и глубину резкости


Рис. 4. MTF для объекта в фокусе и вне

Конечно, кроп-фактор никак не может влиять на объективы и их разрешение, но уменьшение формата сенсора приводит к тому, что для получения кадра такого же качества с тем же количеством деталей необходимо другое разрешение, причем этот показатель для разных систем будет зависеть от размеров сенсора. Для удобства сравнения было введено понятие кроп-фактор – соотношение диагонали кадра 24×36 мм и диагонали сенсора другого размера.

Исходя из формулы D = 1,35×N, можно сказать, что для получения равной резкости в системах с кроп-фактором K1 и K2 должно выполняться условие N1×K1 = N2×K2, т. е. для систем с малым сенсором надо открывать диафрагму пропорционально кроп-фактору. Аналогичный вывод делается и для ГРИП, кружок рассеяния уменьшается пропорционально кроп-фактору, и для получения аналогичной ГРИП надо открыть диафрагму пропорционально кроп-фактору.

С одной стороны, все просто, снимать на малый сенсор можно так же, как и на большой, достаточно открыть апертуру пропорционально кроп-фактору, но есть здесь и свои ограничения. Теоретический предел светосилы не может быть меньше 0,5, что следует из законов оптики, а на практике фактически не встречается качественных объективов с N < 0,9. Это приводит к тому, что на компактных сенсорах невозможно получить малые глубины резкости и разделить объект и фон, и это сужает область использования компактной техники. Большая глубина резкости косвенно влияет также на точность настройки фокуса. Зеркальные камеры с большими сенсорами настраивают на резкость при открытых диафрагмах и, соответственно, малых ГРИП, что позволяет точно навестись на центр объекта, а нужная глубина фокуса достигается при съемке закрытием диафрагмы до необходимой величины. У камер с малыми сенсорами такой возможности нет, и настройка идет на рабочей диафрагме, что сказывается на точности.

Поле зрения и эффективное фокусное расстояние

Охватываемое камерой поле зрения определяется фокусным расстоянием объектива и размером сенсора в камере.

Согласно геометрической оптике при съемке удаленных объектов угол поля зрения будет равен 2×β = 2×arctg(X/F).


Рис. 5. Геометрическая модель объектива. Поле зрения

Во второй половине ХХ века почти повсюду применялась 35-миллиметровая пленка (малоформатная, названная так потому, что до этого были в ходу пленки и фотопластинки значительно больших размеров, вспомните знаменитые 6×9 см), и этот стандарт де-факто сформировал язык фотографов, использующих для определения поля зрения фокусное расстояние объектива, установленного на аппарате. Стандартное поле на малоформатных камерах обеспечивает объектив с фокусным расстоянием 50 мм, который формирует угловое поле зрения, для кадра 36×24 мм равное 40° по горизонтали. Понятия поле зрения и фокусное расстояние смешались в языке фотографов: широкоугольные объективы с углами 50–80° (позже появились и более широкие углы) формировали объективы с F = 20–40 мм, а длиннофокусные с F = 80–300 (до 1000) обеспечивали малый угол поля зрения для съемки удаленных предметов.

Устоявшаяся система выражения ширины поля зрения через фокусное расстояние привела к возникновению альтернативного способа обозначения данной величины для систем с разными размерами сенсоров через эквивалентное фокусное расстояние. Скажем, система имеет сенсор, вдвое меньший по ширине, чем малоформатная пленка, а фокусное расстояние объектива равно 25 мм – в этом случае поле зрения будет 40°, что соответствует объективу f = 50 мм для «малоформатного» стандарта. Соотношение размера кадра пленки и размера сенсора назвали кроп-фактором, а фокусное расстояние объектива, умноженное на кроп-фактор – эквивалентным фокусным расстоянием (ЭФР). Система ЭФР помогает быстро сравнить поля зрения, формируемые различными системами с совершенно разными кроп-факторами, которых сегодня очень много.
Разделение объекта и пестрого фона


Малая ГРИП (в данном случае при f/2) позволяет полностью размыть фон и выделить таким образом главный объект

Обобщенное сравнение камер разных форматов

Итак, мы сделали вывод, что и резкость, и глубина резкости, и поле зрения камеры линейно зависят от размера сенсора.

Если для сравнения полей зрения принята система ЭФР, то для сравнения ГРИП можно было применить аналогичное понятие «эквивалентное диафрагменное число», однако его не вводят. Одна из предполагаемых причин – коммерческая: эквивалентные диафрагменные числа всегда получаются большими, чем реальные, и, видимо, это не способствует продвижению товара.

Вторая причина – традиционный метод расчета экспозиции. Помочь могло бы использование светочувствительности не в традиционных единицах ISO, а в связанных с величиной сенсора «эквивалентных ISO», что решило бы и проблему учета шумов.

Вот, например, распространенный случай, который имеет смысл обсудить в рамках этой статьи. У нас имеется популярный объектив для пленочных камер 28–135/3,5–5,6. Как он поведет себя на наиболее распространенных матрицах с кроп-фактором 1,6х?

Эквивалентное фокусное расстояние: 45–216 мм, т. е. тот же объектив из широкоугольного умеренно длинофокусного стал среднефокально-длинно фокусным. Эквивалентная диафрагма: 5,6, на коротком конце зума до девяти, для портрета величина явно недостаточная. Разрешение: для данного кроп-фактора предельным кружком рассеяния становится 20 микрон – этот объектив позволяет получить изображение с такой характеристикой, но контраст при этом будет невысок. Вывод: бюджетные пленочные объективы плохо подходят к цифровым зеркальным камерам с малым сенсором, для получения качественного снимка для них требуется более широкоугольная оптика с большей светосилой.

Источник DFOTO

 
NYSДата: Четверг, 29 Ноября 2007, 22:39 | Сообщение # 2
Группа Магистры
Сообщений: 2611
Статус: Offline
спасибо!



 
grif7Дата: Четверг, 21 Января 2010, 20:43 | Сообщение # 3
Группа Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
Сказано изящно и конкретно кратко
 
Фото Клаб Форум » ФотоТехнологии » Всё о фототехнике » Технические аспекты цифровой фотографии. (Вводные понятия [Часть 2])
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

PhotoClub & Barmaleis © 2007 Сайт управляется системой uCoz

Наша Кнопка:


Photoclub Форум Друзей

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
ТОП Фотосайтов Фотобизнес и фотоискусство в России, СНГ, в мире - www.fotoinfo.ru Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов iLinks.RU Каталог сайтов Всего.RU

Друзья Форума:


Клуб любителей Макро Фотографии

-->