Зуммирование Существует немало формопреобразующих фильтров, позволяющих фотографировать с разными визуальными эффектами. Однако получить необычную и запоминающуюся фотографию можно и без оптических фильтров. Один из простых приемов, который можно с успехом использовать для этого – зуммирование – изменение фокусного расстояния при открытом затворе, без смены точки съёмки. Единственное дополнительное требование к такой съемке - использование штатива, ну и конечно, фотоаппарат должен иметь зум-объектив с ручной регулировкой фокусного расстояния.
Зуммирование можно применять при съёмке как в дневное, так и вечернее (ночное) время, снимать статику или движение. Визуальный эффект, получаемый при такой съёмке подобен эффекту от применения фильтра MISTY SPOT (GRADUAL. Особую красоту, неповторимость, даже фантасмагоричность снимка можно получить при ночной съёмке города. Особо интересными получаются вывески, неоновые рекламы, иллюминированные здания. Можно попробовать зуммирование при съемке подвижных объектов – усиливается визуальный эффект скорости, стремительности движения. Однако это задача еще более сложная, чем съемка с проводкой – требует очень хорошего навыка и твердой руки.
Наиболее интересна и эффектна ночная съемка. Благодаря высокому контрасту темного фона и ярких огней и, конечно – большим выдержкам, можно получать очень интересные кадры. Находим сюжет, изобилующий, скажем, неоновыми огнями. Выбираем точку съемки. Устанавливаем фотокамеру на штатив. Устойчивость штатива играет важную роль, так как при изменении фокусного расстояния объектива желательно исключить колебания камеры. Иначе, из-за «шевеленки», линии на изображении не получатся прямыми. Для нажатия на спусковую кнопку, желательно использовать тросик, а кольцо зуммирования перемещать плавно и равномерно, стараясь не шевелить сам фотоаппарат.
Как видно на фотографиях, зум-изображение формируется из трех частей – два изображения разного масштаба и соединяющие их линии, расходящиеся веером из центра. Правила получения изображения с эффектом зуммирования достаточно просты:
• выдержка должна быть не меньше одной-двух секунд, лучше начинать с четырех, но не больше семи-восьми. На очень коротких выдержках трудно контролировать экспонометрические пропорции, на больших – сложно добиться равномерности «веера» (геометрического рисунка формируемого перемещением);
• экспозиция устанавливается на одну-две ступени больше чем при обычной съемке такого же сюжета. Режим съемки с приоритетом выдержки или ручной. Меняя чувствительность, старайтесь приблизиться к оптимальному результату;
• сюжет должен содержать контрастные, читаемо графичные элементы, иначе получится просто эффект взрыва в центре кадра;
• чем дальше элементы изображения расположены от центра, тем сильнее «растяжка» и выше вероятность того, что в большем масштабе они окажутся за пределами кадра; • один из масштабов изображения – основной, должен быть прорисован заметно лучше чем другой. Как правило, для основного используется экспозиция на «коротком конце» (с меньшим фокусным расстоянием) ;
• разделите общее время экспозиции (выдержку) на четыре части и старайтесь придерживаться следующих пропорций: ½ - постоянное фокусное расстояние, дающее масштаб, формирующий основу, ¼ - равномерное перемещение к другому фокусному расстоянию и ¼ - экспонирование при новом фиксированном фокусном расстоянии.
Хочу заметить, что эти правила весьма условны и важны в самом начале. Чтобы получить действительно интересную фотографию, скорее всего, придется изрядно поэкспериментировать и найти свой подход. Правил, касающихся специфики поворота зуммирующего кольца, пожалуй, нет и вовсе. Это определяется исключительно творческим подходом и личным опытом. Зуммировать можно и «наездом» (изменение фокусного расстояния от более короткого к более длинному) и «отъездом» (от более длинного к более короткому). Несмотря на идентичность результирующей экспонирования при съемке неподвижных объектов в обоих случаях, результаты будут различаться. Просто потому, что человек не может идеально одинаково вращать кольцо и по часовой стрелке и - против. Также по желанию можно изменять фокусное расстояние на всём диапазоне, на который рассчитан зум-объектив, а можно выбрать только часть диапазона. В любом случае, заранее предвидеть длину и ширину отрезков лучей, их яркость и направленность достаточно сложно.
журнал «Фотодело»