ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОГО СКЛЕИВАНИЯ ПАНОРАМНЫХ ФОТОГРАФИЙ. Создание панорамных фотографий
По своей специфике мне часто приходится ходить в горы и делать горные фотографии. Горы - очень захватывающее зрелище. Часто хочется запечатлеть открывающийся вид, но вот беда - вся красота в кадр не помещается. Существует 2 выхода из положения – первый снять на широкоугольник и второй снять панораму. Я все чаще снимаю панорамы, поскольку качество снимка получается значительно выше, и не так заметны искажения перспективы оптикой.
Итак, Вы сняли несколько фотографий панорамой. Что дальше?
Во-первых, фото надо отсканировать и сохранить на диске.
Далее существует множество программ, позволяющих автоматически склеить фотографии, но мой опыт в поиске и использовании таких программ, к сожалению, показал довольно низкое качество и нестабильность их работы.
Основные проблемы следующие: не всегда корректно распознает место, где надо произвести склейку и низкое качество получаемого снимка.
Как самому склеить фотографии? Я для этого использую пакет Adobe Photoshop. Многократно опробовал следующий алгоритм действия:
Попробуем проделать это на примере 2-х фотографий.
Первое что надо сделать это открыть все фотографии и определить «центральный кадр». Кадр, на который Вы будете накладывать другие фотографии.
Тут следует сделать одно замечание. Как правило, это должен быть кадр, на который обращается основное внимание, так сказать основная идея кадра. Это связано с тем, что в процессе обработки крайние фотографии, скорее всего, будут изменяться как по освещенности, так и по геометрии расположения. Выберете кадр, наиболее отвечающий реальной обстановке.
Начинаем работать с «центральным кадром».
1. Делаем слой не фоновым. Проще всего это сделать, нажав правую кнопку мыши на слой в окне Слои (Layers) и создать копию слоя Дублировать слой (Duplicate Layer).
2. Расширим полотно кадра под вторую фотографию Изображение->Размер полотна (Image-> Canvas Size). Обычно нужно просто в 2 раза увеличить размер в нужном направлении.
3. Откроем вторую фотографию и скопируем ее в буфер обмена. Ctrl+ A
Скопируем вторую фотографию в первую. Для этого выбираем первую фотографию и нажимаем Ctrl+V. PhotoShop автоматически создаст новый слой. Сразу перетаскиваем фотографию в нужный угол, пока не особо пытаясь поставить ее на свое место. Сейчас у Вас должно получится что-то вроде:
4. Начинаем подгонку расположения фотографий друг относительно друга.
Выбираем второй слой. Устанавливаем Прозрачность в районе 60-80%. В нашем случае хорошо подходит 65%. Прозрачность позволяет, двигая второй слой видеть первый, тем самым осуществить точную установку одной фотографии над другой. Попробуем их совместить. Самое лучшее, что получилось у меня:
Что получилось? За счет того, что при съемке снимали с руки, а не со штатива, фотографии оказались немного повернутыми друг относительно друга. Это нетрудно исправить. Для этого в меню Правка (Edit) есть режим Трансформ -> Вращать (Free Transform) или нажимаем Ctrl+T. Далее нажимаем правую кнопку и выбираем режим Вращать (Rotate). Очень важно именно поворачивать фотографию, а не менять ее пропорции.
В нашем случае пришлось выполнить разворот на 7,9 градуса. При этом изображения практически полностью совместились. И нажимаем Применить(Apply).
Причина, по которой изображения совместились не полностью (в нижнем левом углу видно раздвоение снежников), кроится в нелинейных свойствах оптической системы аппарата. Эффект особенно сильный на краях или в углах фотографии. Иногда этот эффект очень мешает произвести склейку фотографий имеющих 2 плана, очень сильно расходящиеся по расстоянию. В нашем случае его можно легко проигнорировать, просто воспользовавшись областью перекрытия фотографии.
Сейчас если выключить режим «прозрачность» слоя 2, то мы получим просто две фотографии расположенные рядом имеющие довольно ярко выраженную границу. Для качественной панорамы это конечно неприемлемо и поэтому необходимо работать дальше. В панели Утилит выбираем режим Лассо (Lasso) или просто нажимаем L. Установим параметр прозрачности краев обрезки Перо (Feather) в значение от 15 до 25. Выделяем на второй фотографии область, которую будем «отрезать». Тут есть небольшой секрет. Лучше всего избегать при выделении проблемных областей, а именно мелких светлых деталей и областей с яркими границами, особенно если на них может быть обращено внимание, т.к. при наложении они могут начать «двоиться» и придется их обрабатывать дополнительно.
Нажимаем Delete, удаляя выделенный сегмент. Получили:
Выключаем прозрачность второго слоя, устанавливая параметр 100%, и смотрим результат:
Что мы видим: Фотография в целом попала на свое место, правда немного развернута. Это всё можно легко поправить позже, но сейчас есть одна проблема.
Правая фотография немного темнее левой. Почему? Причины могут быть различными, например, потому что фотографировали в режиме «автомат» и выдержка на второй фотографии была изменена. Произведём коррекцию, используя корректирующий слой Яркости/Контрастности. Слой -> Новый корректирующий слой -> Яркость Контрастность:
Обязательно надо выбрать режим «Группировать с предыдущим слоем» поставив галочку. Далее добиваемся одинакового тона обеих фотографий. В нашем случае было достаточно увеличить яркость на +4. Всегда желательно попробовать регулировку яркости не трогая контрастность, и только если не получается то регулировать контрастность.
3. Вроде все. Фотография смотрится вполне приемлемо, место склейки не просматривается. Но на самом деле это еще не все. Сделанного вполне достаточно для публикации фотографии в Интернет или для просмотра на экране, а вот если вы предполагаете печать фотографий на бумаге, то вы должны быть уверены в полном совпадении места склейки в каждом цветовом канале. Это связано с тем, что технологически на фото оборудовании печать ведется отдельно по каждому базовому цвету, глаз же воспринимает их как единый цвет и, как правило, различить небольшое изменение в каком-либо канале не способен. Давайте проверим, что получилось с нашими фотографиями. Это, в общем, просто. Становимся на первый слой и смотрим на фотографию отдельно по каналам. Для этого нажимаем Ctrl+1 – красный Ctrl+2 – Зеленый Ctrl+3 – Синий. В нашем случае все получилось автоматически, ни в одном из каналов нет выраженной границы монтажа, и в принципе можно быть уверенным, что при печати ничего не «проявится».
4. Панорама готова. Теперь можно выполнить окончательную коррекцию по позиционированию панорамы и его кадрированию. Для начала можно объединить все созданные слои, воспользовавшись, например командой меню Слой -> Слияние Видимых или (Edit -> Flatten Image). Затем производим выделение прямоугольной области будущей фотографии, если надо, то поворачиваем фотографию для выравнивания горизонта и обрезаем лишние фрагменты командой меню Изображение -> Обрезать (Edit -> Crop). Вот что в итоге получили:
Предложенная техника склеивания подойдет для большинства панорамных склеек. Где возможны трудности? Трудность возможна на этапе 5. В случае если в каком-то цветовом канале видена ступенька склеивания, то Вам потребуется произвести точную подгонку именно в этом цветовом канале. Это можно сделать, вновь используя корректирующие слои. Лучше всего для этого подходит Микшер Каналов (Channel Mixer). Самое главное в этом случае добиваться схождения в каждом цвете независимо, не обращая внимания на суммарный тон фотографии. Как только вы добьетесь схождения во всех каналах, цветная копия тоже станет смотреться достойно.
Ну и напоследок. Вот здесь фотография. На первый взгляд обычное фото, на самом деле это панорама, состоящая из > 8 снимков.
Автор: Смирнов Игорь