Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.
Среди известных работ - циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты, а также последняя работа художника - «Человек с филином».
В 1976 г. трагически погиб, похоронен в пос. Васильево.
Человек с филином", "Вершитель судеб" (1976 г., холст - ?, масло), а на самом деле, Васильев не давал этой картине названия, он просто не успел это сделать. На картине фоне вековечных дремучих лесов изображен бородатый старец. Над головой в левой руке он держит плеть, на кнутовище которого восседает филин - символ мудрости. В правой руке старец держит светоч - символ истины. У ног старца лежит сгорающий свиток с выведенной на нем старославянской надписью - псевдонимом Константина Васильева: "Константин Великоросс", и датой, ставшей годом его смерти, - 1976. Свиток почти совсем сгорел, осталось всего чуть-чуть: лишь несколько дней Судьбы... "Возле могилы все мешал-суетился какой-то полупьяный мужичонка, все торопил, первый уцепился за гроб, потащил его к могиле, оступился и полетел туда вниз башкой, чуть не выронив покойника, — едва удержали... И вот тут, признаюсь тебе, Саша, вот тут, когда изо всех сил я удерживал гроб, чтобы предотвратить это дикое падение, тут напал на меня смех — и колотит меня изнутри, и корчит..." Это не "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова. Это письмо участника похорон Константина Васильева... "Человек с филином. (Мудрость Великоросса)" написана в 1976 году. Принято писать о загадочности этого полотна. Васильева считают одним из идеологов современного неоязычества. Большинство его картин состоит из вполне прочитываемых языческих образов. Человек с филином — это Велес, повелитель мира смерти. Этот мир, по представлению неоязычников, рождает новую жизнь.
Константин Васильев погиб 29 октября 1976 года под колесами поезда. "Человек с филином" — его последняя картина. После того как Васильев написал ее, он вместе с другом ушёл в марийские леса. Считается, что на охоту. В биографии художника мы читаем: "Первым, кто повстречался им по возвращении с охоты, был Анатолий Кузнецов. На все его вопросы Константин отвечал односложно и смотрел поверх его головы, отрешившись от всего... Только на следующий день художник сказал зашедшему навестить его другу и матери: "Я теперь понял, что надо писать и как надо писать". Это происходило за несколько дней до гибели художника...".
Вечером 29 октября должно было состояться обсуждение работ на выставке, где среди других были представлены и работы Васильева. "Когда все было готово, Константин направился уже к выходу, к нему неожиданно зашел казанский знакомый Аркадий Попов. Узнав, что Костя едет на выставку, захотел присоединиться к нему. Вдруг увидел "Человека с филином" и остановился, словно завороженный. Тогда Константин вернулся, поставил на проигрыватель пластинку со вступлением к третьему действию "Парсифаля" Вагнера... В тот вечер на железнодорожном переезде обоих друзей нашли с разбитыми головами..."
Слово "завороженный" здесь применено очень удачно. Мне думается, что вся картина "Человек с филином" — это сознательное принесение художником себя самого в жертву Велесу. Вернее — это спуск в мир мертвых, ради обретения мудрости и художественного дара. На картине Васильев сам как бы обозначает момент своей смерти — вместе со словами "Константин Великоросс" сгорает и дата — "1976 год". Из этого огня рождается деревце, состоящее из трилистников — символов мудрости. Но как мертвенно это дерево! Какой страшно-мертвенный взгляд у самой изображенной фигуры! Смертью веет от всего этого. Велес, он же сатана, забрал тех, кто завороженно подчинился ему. Машинист не успел остановить мчащийся поезд... А затем был дикий утробный хохот при опускании гроба в могилу... (по материалам статьи "Безобидное язычество"