Урок фотографии. Объём в портрете Когда мы рассматриваем любой предмет, то над способами определения его формы, размеров и местоположения как-то совсем не задумываемся, поскольку обладаем стереоскопическим зрением. Попробуйте закрыть один глаз, и вы хорошо поймете сложность определения расстояния даже до знакомых предметов и вещей. К сожалению, любая фотокамера (за исключением специальных стереокамер, которые мы рассматривать не будем) имеет также один глаз (объектив) и фотография, полученная с ее помощью, в принципе, совершенно плоская. Как, впрочем, и любое изображение на плоском листе бумаги. Однако это не приговор. Вы наверняка неоднократно видели фотографии, про которые хотелось сказать: какой простор, объем, воздух… Значит, есть какие-то приемы, способы и хитрости, позволяющие передать в двухмерном изображении третье измерение. Конечно, есть! В сегодняшнем уроке фотографии мы попробуем коснуться (именно коснуться, а не изучить) некоторых понятий и приемов, поскольку тема эта довольно глубока и содержит в себе как объективные, так и субъективные аспекты восприятия. Зрение процесс психофизиологический – на основе информации, которую получают глаза, сознание конструирует пространственный образ, следовательно в изображении должны быть какие-то информационные элементы, отвечающие именно за объем.
Попробуем эти элементы разделить на три группы:
+ светотень –базовое представление об объеме и рельефе дает именно светотеневой рисунок – выпуклости освещены сильнее, впадины слабее, округлые элементы имеют плавный светотеневой переход, мелкие и ломаные детали дают резкую границу. Характер отбрасываемой тени дает дополнительную информацию о размерах и взаиморасположении объектов.
+ линейная перспектива – по мере удаления от наблюдателя одинаковые объекты уменьшаются и прижимаются друг к другу. Самые простые примеры – уходящие вдаль рельсы и шпалы или лестница с перилами.
+ детализация – сюда соберем все, что связано с изменением точности изображения по мере удаления от наблюдателя. Самый простой и эффективный прием – глубина резкости, мы рассматривали в предыдущем номере. Воздушная перспектива – затуманивание этакой серой дымкой по мере удаления. Снижение освещенности и уменьшение светотеневой разницы – снижение контраста, по мере удаления объектов от источника света.
Такое деление, конечно, весьма грубо и условно, но удобно с точки зрения использования при решении фотографических задач.
Попробуем изучить на примере создания портрета, хотя передача объема не мене важна и в пейзаже, и в макросъемке. Причем, уделим внимание как процессу получения объема непосредственно при съемке, так и имитации или усилению средствами Photoshop.
Какой главный инструмент в арсенале фотографа при создании портрета? Свет! Только он может вылепить из темноты прекрасное лицо или безнадежно все испортить. Для начала, давайте, разделим понятие объема на две составляющие. Первая – это передача объема (рельефа) лица и тела модели. Вторая - создание общего объема пространства всего снимка, понятие глубины, многоплановости кадра. В двухмерной плоскости объем любого предмета можно передать светотеневой картиной. Чем она богаче, тем больше нюансов объема мы сможем увидеть. При этом ее качество не лежит в прямой зависимости от количества источников света. Рассмотрим самый простой пример. В данном примере мы можем рассмотреть три источника света: два активных и один пассивный. Рисующий свет расположен справа вверху, отражатель типа «лайт-диск» слева спереди для формирования заполняющего освещения. И источник с сотовым рефлектором направлен на фон позади модели. Для создания правильной светотеневой картины желательно, что бы заполняющий свет был примерно на 3 ступени меньше рисующего. Это примерное соотношение может варьироваться в небольших пределах (в данном случае мы говорим о типичной, базовой схеме освещения). Отчасти темы освещения мы касались в статьях о домашней студии, поэтому можете обратиться к предыдущим номерам журнала. Теперь несколько слов о глубине резкости картинки, которая также впрямую формирует объем изображения. Для создания объема в портретной фотографии желательно работать на меньших значениях числа диафрагмы (на больше величине относительного отверстия). Это необходимо для имитации работы человеческого глаза, который резко видит только объекты, находящиеся в фокальной плоскости и служит дополнительным смысловым акцентом в дополнение к световому и композиционному центрам работы. О фокусе в портрете вы могли прочитать в предыдущем номере журнала. Если у вас все точки портрета будут находится в фокусе, то визуально это будет «уплощать» картинку. Старайтесь при съемке избегать прямого жесткого света со стороны объектива (например, встроенной вспышкой в лоб). Это максимально упростит светотеневую картину и сделает изображение плоским, даже при наличии малой глубины резкости. Разумное сочетание этих двух основных качеств позволит вам сделать хорошую работу.